Симулятор Богемии XV века — обзор Kingdom Come: Deliverance
Kingdom Come: Deliverance — проект, который делали 9 лет. Чешский игровой дизайнер и сценарист Даниэль Вавра (Daniel Vávra), приложивший руку к созданию Mafia и Mafia II, покинул студию 2K Czech в 2009 году. Вместе с небольшой командой разработчиков он приступил к работе над Kingdom Come. Однако у проекта не было инвестора, без которого процесс производства не продвигался должным образом. Поиски были долгими и трудными. Разработчики уже собирались бросить игру, но в последний момент инвестор нашёлся в 2011 году. Авторы получили средства, которые позволили создать прототип Kingdom Come. Так и появилась студия Warhorse Studios. В 2014 году авторы запустили игру на Kiсkstarter с целью собрать 300 тысяч фунтов стерлингов. Меньше месяца спустя компания закончилась, и студия получила целых 1,1 миллионов фунтов стерлингов. Спустя четыре года масштабный проект дошёл до релиза. Давайте же окунёмся в начало XV века вместе с Kingdom Come: Deliverance!
События разворачиваются в 1403 году в Богемии — так в те времена называлась территория современной Чехии. Король Вацлав IV уже 27 лет правит богемскими землями, но не пользуется авторитетом ни у знати, ни у народа. Родной брат Вацлава IV, Сигизмунд I Люксембург, вместе с венгерским войском вторгается в Богемию и похищает местного правителя, попутно грабя и уничтожая крепости с деревнями. В одном из сёл проживает главный герой игры Индржих или просто Индро.
Сын кузнеца живёт обычной и беззаботной жизнью. Помогает родителям, повесничает со своими друзьями и встречается с любимой девушкой. Однажды Индро вместе с отцом ковали особенный меч для местного пана Радцига Кобылы, но в этот момент на деревню нападает огромное войско Сигизмунда, которое убивает родителей героя прямо на его глазах. Индро не успевает спрятаться в крепости, поэтому он, прихватив с собой тот самый меч, отправляется в соседний замок, чтобы предупредить о нападении. Несмотря на травму, герою удаётся сбежать от венгерских преследователей и добраться до замка. Спустя какое-то время войско уходит из родной деревни Индро, поэтому он решает похоронить своих родителей. Вернувшись домой, он попал в засаду мародёров, которые тяжело ранят его и крадут меч. Парня находят еле живым и через некоторое время поднимают на ноги. Теперь Индро предстоит отомстить за смерть родителей и вернуть меч для пана Радцига.
Всё выше перечисленное — максимально краткое изложение пролога, прохождение которого занимает 3-4 часа. После этого игрока отправляют в суровый открытый мир, где он сам определяет свои дальнейшие действия. С этого момента и начинается сама игра. Kingdom Come: Deliverance — настоящий симулятор жизни в Богемии XV века. Наш герой — не какой-то там доблестный рыцарь знатных кровей, а обычный сын кузнеца. После пролога у вас нет ни меча, ни доспехов, ни лошади. Герой также не умеет читать, вскрывать замки и владеть базовыми знаниями фехтования. Всему этому придётся обучаться, осваивая всё новые и сложные навыки. Некоторые жители Богемии смогут всему этому научить, но для этого игрок должен что-нибудь сделать или же оплатить обучение монетами. Последнего у Индро тоже нет, предстоит либо красть, либо заработать честным путём. Короче, в игре нужно импровизировать и всегда тщательно продумывать каждый шаг.
Помимо основной сюжетной линии в Kingdom Come есть второстепенные задания. Все они знакомят с местной жизнью простых людей, но большинство миссий сводится к банальному “принеси то, убей того или отнеси это”. Тем не менее, некоторые задания всё же увлекают, так как требуют определённой смекалки и навыков ориентирования на местности. Неоднократно приходилось искать предметы по сводкам людей, а также правильно вести разговор с человеком.
Здесь хочется остановиться на диалоговой системе. Помимо привычного выбора вариантов ответов, тут есть три способа убеждения: красноречие, обаяние и запугивание. Каждое из них применяется повсеместно, что во время обычного разговора, что в торговле. Красноречие помогает Индро убеждать людей. Обаяние зависит от внешнего вида героя. С грязным Индро, одетым в рваную одежду, никто общаться не станет, а с ухоженным пареньком в изысканных одеяниях любой захочет завести разговор.
Запугивание применятся не так часто, но тоже может помочь. Использовать данное убеждение лучше в доспехах с мечом, чтобы до смерти напугать своего оппонента. Не стоит забывать, что пользоваться всеми характеристиками нужно с умом. У каждого персонажа свой характер и социальный статус. С королём или паном нужно общаться почтительно, да и выглядеть соответствующим образом. Зато обычного крестьянина можно запугать, всего лишь нацепив доспехи. Одним из плюсов данной системы является отсутствие зависимости от показателя красноречия. То есть с самым низким навыком вы сможете уговорить персонажа, выбрав правильные варианты ответов. Из этого следует, что каждое задание можно либо пройти мирно или же решить вопрос с помощью старой доброй драки. К сожалению, не всех удаётся убедить и придётся вступить в бой, поэтому не стоит забывать о тренировках на мечах.
Учиться владеть мечом в Kingdom Come: Deliverance нужно не только Индро, но и самому игроку. Все персонажи, в том числе и наш герой, простые люди, поэтому битвы проходят неторопливо и жестоко. Каждое движение тут отнимает шкалу выносливость, так что всё нужно просчитывать наперёд. Во время боя можно бить в пяти направлениях, колоть, блокировать, парировать и контратаковать. Главное в каждом сражении — не стоять на месте и всегда искать уязвимые точки. Например, пробить броню у рыцаря сразу не получится, поэтому необходимо постоянно маневрировать и искать открытое место в защите. На первых порах один противник может создать много проблем, но со временем сражение с несколькими врагами станет лёгкой забавой, но при должно уровне сноровки. Также в игре можно вести бой верхом на лошади. Однако учтите, что у неё тоже есть шкала здоровья и выносливости, поэтому в пылу сражения верный друг может погибнуть. Кроме того, в арсенале имеется лук, но во время прицеливания вы не увидите прицела, так что придётся стрелять наугад. Реализм же, не забыли? Странно то, что в Kingdom Come: Deliverance большой выбор мячей и топоров, но нет копий или сельских вил. Ведь древковое оружие было популярным в Средневековье и даёт некоторое преимущество в бою.
Ролевая система состоит из 4 характеристик: сила, ловкость, красноречие и живучесть. Помимо них есть ещё целых 10 навыков. Тут и верховая езда, и вскрытие замков, и незаметность, и охота, даже нашлось место пьянству. В самом начале игры все навыки находятся на одном уровне, поэтому игрок сам выбирает стиль прохождения. Если Индро часто пользуется булавками и взламывает замки, то соответствующие навыки будут развиваться, но в бою он не сможет за себя постоять, так как не тренировался на мечах. Ещё тут есть общий уровень развития, который открывает доступ к некоторым умениям, но какие-то из них могут не сочетаться с другими преимуществами. Например, умение «Ломовая лошадь» даёт возможность лошади нести больше груза, но сама она будет двигаться медленнее. Кроме того, это умение не сможет сочетаться с преимуществом «Скаковая лошадь», которое делает коня выносливее, но не позволяет переносить много вещей. Подобных умений очень много, поэтому можно собрать отличный набор, облегчающий жизнь во время прохождения.
Отдельно хочется выделить скрупулёзное внимание к деталям и желание максимально сделать игру реалистичной. Индро всегда хочет есть, пить и спать. Сырое мясо можно приготовить на открытом огне, но долго держать не стоит, так как оно может сгореть. Если Индро съест несвежую пищу, то она неблагоприятно скажется на здоровье героя. Доспехи и оружие постоянно изнашиваются и пачкаются при использовании, поэтому за ними нужно постоянно следить. Очень важно следить за внешним видом Индро. Скрытно пройти через охрану в доспехах не получится, ведь они будут шуметь. Поэтому стоит иметь на руках несколько комплектов одежды на разные случаи жизни.
Помимо всего прочего, тут множество разнообразных мини-игр и отдельных механик. Индро может охотиться и срывать шкуру с убитого животного, чтобы продать её. Наточить меч можно на точильном камне, а всем процессом управляет сам игрок. Также на досуге можно поиграть в кости с каким-нибудь крестьянином за кружкой пива. Список всех мини-игр и возможностей довольно большой, поэтому за Kingdom Come: Deliverance не скучно проводить время. В игре можно по-настоящему жить.
На Xbox One проект выглядит сочно, ярко и лампово. Леса, холмы, поля, реки — всё смотрится натурально и реалистично. Радует, что при небольшом бюджете разработчикам удалось достичь такого высокого уровня графики на консоли. Конечно, есть небольшие проблемы с оптимизацией на открытом пространстве, но они не сильно мешают прохождению.
Казалось бы, что Kingdom Come: Deliverance идеальна во всём, но у игры есть и проблемы. Некоторые объекты и целые крепости не раз прогружались прямо на глазах. Однажды во время прохождения просто не сработал скрипт персонажа, и я не смог продолжить задание. Искусственный интеллект не блещет умом. Враги умеют драться на мечах, маневрировать и контратаковать, но, если Индро прыгнет на тележку, то противники просто встанут и ничего не предпримут. Можно просто взять лук и расстрелять всех. Надеюсь, что это всё исправят в новых обновлениях, благо разработчики их часто выпускают.
Такую масштабную игру сделала маленькая студия, где собрались люди с желанием творить. Над Kingdom Come: Deliverance по-настоящему работали и вылизывали практически каждую мелочь все 9 лет. Боевая и диалоговая системы, множество механик и мини-игр, увлекательные квесты, уютная графика и внимание к деталям — всё это делает проект заметным продуктом в игровой индустрии. Такие проекты выходят крайне редко на фоне популярности мультиплеерных игр. Конечно, у Kingdom Come: Deliverance есть проблемы с оптимизацией, да и в техническом плане огрехов хватает. Некоторых игроков могут оттолкнуть какие-то условности, хардкорность и боевая система. Однако трудно описать абсолютно всё, что есть в проекте. В Kingdom Come: Deliverance нужно именно просто попробовать поиграть и, если вас затянет, то оторваться от игрового процесса будет очень непросто.
Оценка редакции 4/5
Благодарим издателя за предоставленную для обзора цифровую копию игры.