Отцы и дети – обзор God of War
Нового «Бога войны» на протяжении долгих лет ждали миллионы поклонников оригинальной трилогии. С тех пор, как стало известно, что Кратос покинул Грецию и отправился в сторону северных земель, являющихся родиной суровых Скандинавских богов, фанаты франшизы не на шутку разволновались. Масла в огонь подлил и тот факт, что у Призрака Спарты в новой игре должен был появиться сын-подросток по имени Атрей. Всё это, мягко говоря, сбивало с толку, ведь по описанию будущая игра больше походила на The Last of Us, нежели на брутальный слэшер, коим серия всегда являлась. Однако все опасения оказались напрасными, ведь в итоге режиссёру проекта Кори Барлогу вместе с сотрудниками студии Santa Monica удалось создать монументальное произведение игрового искусства.
Давайте вспомним, с чего начиналась серия, и за что её так полюбили игроки. В центре сюжета всегда стоял спартанский генерал Кратос, однажды попавший в западню и от безысходности продавший душу богу войны Аресу в обмен на бессмертие и нечеловеческую силу. Кратос упивался обретённым могуществом, сеял вокруг себя разрушения и по приказу Ареса убивал как плохих людей, так и невинных. Это продолжалось до тех пор, пока, пребывая в состоянии близком к безумию, протагонист случайно не убивает своих жену и дочь. Только придя в себя, Кратос понимает, что натворил. С того момента единственным смыслом его жизни стала месть богам Олимпа и, в первую очередь, Аресу, который при помощи хитрости и коварства вынудил его совершить все эти ужасающие зверства.
На протяжении трёх номерных игр серии, а также нескольких ответвлений (в том числе и для карманной консоли PlayStation Portable), Кратос планомерно истреблял пантеон олимпийских богов, безжалостно отрывая им головы, руки, ноги, выдавливая глаза и проламывая черепа. Никто и ничто не могло остановить Призрака Спарты на пути к главной цели: истреблению столь ненавистных ему божеств, чтобы те больше не отравляли жизни людей, не обманывали их, играясь со смертными, словно с насекомыми, и потешаясь над их страданиями с вершины горы Олимп. Кульминацией третьей номерной игры стало сражение Кратоса с Зевсом, в ходе которого верховное божество было повержено, а Кратос получил смертельное на первый взгляд ранение, после чего игра закончилась. Разумеется, хоронить главного героя было рано.
God 0f War образца 2018-го года разительно отличается от предыдущих игр. Сюжет начинается с того, что Кратос и его юный сын Атрей провожают в последний путь их умершую жену и мать – смертную по имени Фэй. Согласно последней воле покойной, отец и сын должны отнести её прах на самую высокую гору, а затем вместе развеять его по ветру. Игроку дают понять, что легендарный Бог Войны уже довольно давно живёт простой жизнью и изо всех сил старается забыть кошмары далёкого прошлого. Кратос впервые предстаёт перед нами не в роли машины для убийств, а в образе обычного человека, сумевшего обуздать свою ярость и теперь вынужденного в одиночку воспитывать пока ещё не готового к суровой реальности сына.
Мальчик Атрей не знает, кем на самом деле является его отец, поэтому не догадывается, какая сила дремлет в нём самом. Ведь, по сути, он является полубогом. Кратос старательно избегает разговоров о своём прошлом, учит сына охотиться, выслеживать животных, держать юношеские эмоции под контролем и всеми силами старается сделать из него настоящего мужчину. Глядя на то, как некогда безжалостный Призрак Спарты заботится о своём ребёнке, защищает его от врагов, наблюдает за его ошибками и терпеливо наставляет на путь истинный, невольно проникаешься уважением к протагонисту не только, как к искусному бойцу, но также – как к хорошему отцу. Именно отношения отцов и детей становятся лейтмотивом игры, и сейчас я говорю не только о Кратосе и Атрее. В процессе прохождения игры вы станете свидетелями ещё нескольких семейных драм.
Игровой процесс был серьёзно переосмыслен, поэтому поклонникам серии поначалу будет непривычно видеть, как видоизменилась любимая франшиза. Стала ли игра от этого хуже? Не переживайте – серия от этого только выиграла. God of War обрела глубину современных ролевых игр и даже предлагает нам псевдо-открытый мир, по разблокированным регионам которого можно путешествовать посредством магических порталов. В новой игре также присутствуют элементы «метроидвании»: чтобы попасть в те или иные секретные места главные герои сначала должны получить в своё распоряжение определённые навыки или специальный предмет. Благодаря этому вы захотите возвращаться к уже пройденным локациям снова и снова. Отныне помимо основного сюжетного квеста игроки смогут выполнять многочисленные необязательные задания. В ходе путешествия вы встретите других персонажей, например, братьев-кузнецов Брока и Синдри или призраков павших в бою воинов, которые не могут обрести покой, пока не исполнят своё предназначение на земле, а также других колоритных NPC.
Боевая система поначалу кажется незамысловатой и даже в чём-то примитивной: слабый, но быстрый удар, мощный, но медленный удар, блок щитом, уклонения и всё. Постепенно боевая система начинает раскрываться перед игроком и наступает осознание, что разработчики постарались на славу, создав, пожалуй, самую интересную боевую систему в истории франшизы. К стандартным атакам добавляются рунические (они активируются комбинациями кнопок вроде L1+R1 или L1+R2), каждый приём прокачивается в специальном дереве навыков, со временем ты открываешь для себя правильные тайминги и возможность совершения контратак, а также учишься использовать разные боевые стойки, что в корне меняет ход битвы. Очень полезным навыком является возможность активации «Спартанской ярости», когда при нажатии L3 + R3 Кратос впадает в состояние берсерка и буквально разрывает врагов на части до тех пор, пока не закончится красная шкала в нижней части экрана. Помощь Атрея также вносит неоценимый вклад в противостояние скандинавским чудовищам, поэтому его можно смело считать неотъемлемой частью боевой системы.
Серия God of War всегда славилась бескомпромиссной жестокостью, разворачивающейся на экране. Если вам интересно, как повлияла смена сюжетной и эмоциональной направленности игры на брутальность Кратоса, сразу успокою вас: никак. Призрак Спарты, как и раньше, беспощаден к своим врагам. Он отрывает противникам челюсти, разрубает их пополам от плеча до промежности, раздавливает черепа, разрывает тела пополам и расплющивает их, обрушивая на них гигантские обломки скал. Недостатка жестокости на экране не будет, но вы сразу ощутите то, что Кратос больше не наслаждается этим процессом, как когда-то давно. Отныне убийства врагов для него вовсе не развлечение, а лишь способ защитить свою семью и достичь поставленной перед собой цели.
Основное оружие Кратоса в этой игре – магический топор Левиафан, лезвие которого испещрено загадочными светящимися знаками. Будучи оружием стихийным, он способен не только кромсать противников, разрубая их плоть и перемалывая кости, но также замораживать их. Главным же его преимуществом является способность всегда возвращаться к своему хозяину после того, как тот запустит его в неприятеля или какой-то предмет. Достаточно всего лишь нажать «треугольник», и топор, звонко рассекая воздух, прилетит прямиком в ладонь Кратоса. Часто Левиафан выступает в роли подспорья при решении головоломок. Например, чтобы приостановить работу какого-либо механизма, достаточно воткнуть в него топор, тем самым заморозив устройство. У топора в любой момент можно менять рукояти, каждая из которых обеспечивает оружию дополнительные бонусы и возможность воткнуть в неё магические руны для выполнения специальных атак. Атаковать врагов также можно голыми руками и Щитом Стража. В игре у Кратоса будет ещё один вид оружия, но рассказывать о нём я вам намеренно не стану, чтобы не заспойлерить к чертям сюжет игры.
Арсенал Атрея включает в себя лук Коготь и нож, оставшийся ему от матери. Участие мальчика в поединках частично контролируется игроком. Нажав «квадрат», вы прикажете Атрею выстрелить из лука в противника, находящегося в поле вашего зрения. Стрелы в его колчане бесконечные, но периодически нужно некоторое время на их регенерацию, поэтому, лупить по врагам бесконечно не выйдет при всём желании. Со временем вам станут доступны новые виды стрел, например, электрические, на какое-то время выводящие противников из строя. В те моменты, когда вы не отдаёте Атрею приказов, он начинает действовать самостоятельно и бросается на врагов в рукопашную, вонзает свой нож в их шеи, грудь, спину, пытаясь помочь отцу. Следует отдать должное разработчикам: искусственный интеллект, отвечающий за поведение мальчика, ведёт себя исключительно адекватно и по-настоящему помогает в бою. В критические моменты Атрей даже может реанимировать своего отца при помощи магических камней (при условии их наличия в вашем инвентаре), что также крайне полезно.
В God of War появилась сменная броня. У Кратоса это броня для торса, предплечий и бёдер, у Атрея – просто стандартная броня для тела. Защитные предметы одежды различаются по степени редкости и даже подразделяются на уникальные сеты, собрав которые вы значительно усилите их общие характеристики. В особые слоты брони можно поместить магические чары, наделяющие персонажа дополнительными бонусами. Как правило, броню наши герои находят в разбросанных по миру игры сундуках, выбивают из мини-боссов, а также могут приобретать или изготавливать из собранных материалов в лавке упомянутых выше гномов-оружейников. Да, в игре появилось создание предметов, поэтому в ходе странствий вам придётся собирать различные редкие ингредиенты, чтобы в итоге создать себе идеальный набор брони или усовершенствовать оружие.
Прокачка персонажей выглядит следующим образом: за убийство врагов вы получаете опыт, который можно потратить на улучшение боевых навыков в соответствующем разделе меню. Каждая атака, будь то различные удары топором или оглушение врагов щитом, имеет несколько степеней силы, делающих ваше боевое мастерство всё более искусным и смертоносным. Атрей учится наносить врагам больший урон стрелами, а Кратос со временем научится противостоять сразу нескольким противникам. Каждый предмет брони сам по себе увеличивает основные характеристики главного героя, коих всего шесть: сила урона от физических/рунических атак, защита, живучесть, удача и восстановление рунических атак. Если вы улучшаете свою броню в лавке гномов – растут и бонусы основных характеристик, поэтому не стесняйтесь потратить немного рубленного серебра (местная валюта) и ресурсов на то, чтобы сделать своих персонажей значительно сильнее.
Игра полна тайников, сундуков с сокровищами, головоломок и прочих «точек интереса», в изобилии разбросанных по карте мира. Если вы всерьёз намереваетесь пройти God of War на 100% и получить платиновый трофей, готовьтесь к тому, что вам придётся найти сорок пять артефактов, убить более пятидесяти нефритовых воронов, являющихся «глазами Одина», одержать победу над девятью разъярёнными валькириями, разгадать тайну более чем тридцати «сундуков Норн», откопать 12 сокровищ, изучить давно забытые скандинавские языки, обнаружить огромное количество скрытых чертогов и святилищ, прочесть тучу рунических надписей и увидеть десятки фресок, тем самым открывая для себя тайны скандинавской мифологии. Читать руны и исследовать обнаруженные фрески, к слову, умеет только Атрей, так как Кратос с местной письменностью не знаком от слова «вообще». Кроме того, мальчик постоянно делает зарисовки и даже подсказывает отцу, как именно решить ту или иную головоломку, если Кратос не может найти решение самостоятельно.
Графически «Бог войны» просто великолепен. Окружающий мир изобилует мельчайшими деталями, а модели главных персонажей игры – Кратоса и Атрея искренне восхищают степенью проработки и прекрасной анимацией. Сам я много лет проработал в игровой и анимационной индустрии, поэтому прекрасно представляю, какую огромную работу проделали разработчики, создавая этих героев. Взять хотя бы седеющую бороду Кратоса – в ней прорисован и анимирован каждый отдельный волосок. Отдельного упоминания заслуживает также проработка брони главного героя: кожаные одеяния сгибаются и болтаются при ходьбе, меховые вставки развиваются на ветру, каждая отдельная деталь выполняет отведённую ей функцию на 100%, а учитывая, что одежды в игре очень много – страшно представить, сколько времени отняло это у команды разработчиков. Я правда искренне восхищаюсь сотрудниками Santa Monica Studios, так как они не просто оживили картинку на экране, но вдохнули жизнь в персонажей, да так умело, что от происходящего на экране вы то и дело будете удивлённо разевать рот, пребывая в состоянии щенячьего восторга.
Пейзажи северных земель заставят вас периодически останавливаться и просто любоваться великолепными видами. Несмотря на то, что скандинавская мифология предполагает наличие в ней девяти миров, побывать в каждом из них в ходе игры у вас не получится. Но даже этого с лихвой хватит для того, чтобы вы ещё долгое время вспоминали величественные картины, воссозданные на экране талантливыми художниками и аниматорами. Меня искренне поразила невероятно продвинутая симуляция снега, когда в сугробах остаются точные борозды и следы ног главных героев, густая флора, изобилующая необычными растениями и яркими цветами, древние руины и гигантские статуи скандинавских богов, реки и озёра, по которым Кратос и его сын будут путешествовать на своей лодке, рассказывая друг другу разные истории. В ходе приключений помимо Мидгарда вам доведётся посетить загробный мир Хель, обитель великанов Йотунхейм, мир хаоса и разрушения Муспельхейм, а также другие не менее яркие и запоминающиеся локации.
Музыка в игре просто великолепна в своём симфоническом размахе, а время от времени её эмоциональность будут подчеркивать пронзительные вокальные партии. Картину дополняет объёмный звук, правильно формирующий 3D-сцену, но только при условии, что у вас дома есть качественная аудиосистема или подходящие наушники. Озвучка игры на английском языке меня очень порадовала, чего нельзя сказать о не самой выразительной работе российских актёров. Я специально проходил игру то с одной звуковой дорожкой, то с другой. Мой вам совет: включите русские субтитры и оригинальный звук – тогда точно не останетесь разочарованы.
Я очень старался найти в игре существенные минусы, но у меня так ничего и не получилось. Как я уже говорил, визуально новый God of War великолепен даже на обычной PlayStation 4, не говоря уже о PS4 Pro. С точки зрения сюжета вопросы к игре могут возникнуть лишь у людей, страшащихся малейших перемен в любимых франшизах. Да, игра действительно во многом изменилась. Но лично мне кажется, что история Кратоса и его сына Атрея просто не может оставить равнодушным никого из игроков. Обилие игрового контента, новых для серии механик, эксперименты с открытым миром, постановка сюжетных сцен и боёв, которой могут позавидовать многие голливудские режиссёры, отличные звук и музыка, а также невероятное количество сторонних заданий и секретов делают эту игру одной из лучших в библиотеке консоли PlayStation 4. Поначалу у меня возникли сложности со слишком мелким шрифтом, читать который было невозможно даже на 47-дюймовом телевизоре, но разработчики оперативно выпустили патч, позволяющий увеличивать размер интерфейса. В остальном же, God of War – образцово показательный пример того, как нужно делать замечательные эксклюзивы для любой платформы.
Плюсы:
- Самый увлекательный и эмоциональный сюжет за всю историю серии God of War.
- Живые, интересные, тщательно прописанные и отлично раскрытые персонажи.
- Геймплей представляет собой смесь слэшера, RPG, приключения и «метроидвании».
- Игра представляет собой замечательный экскурс в мир скандинавской мифологии.
- Глубокая боевая система со множеством нюансов и возможностью её прокачки.
- Система сменной брони, которую можно улучшать у кузнецов или с помощью магии.
- Огромное количество дополнительных заданий, тайников, секретов и скрытых проходов.
- Визуальная составляющая и анимация вызывают искреннее восхищение.
- Выдающееся музыкальное сопровождение, дубляж и объёмный 3D-звук.
- Чтобы пройти сюжетную составляющую вам потребуется не менее 20 часов.
- Концовка недвусмысленно намекает на то, что нас ждёт продолжение.
Минусы:
- У этой игры отсутствуют какие-либо недостатки. И это просто замечательно.
God of War – глубоко эмоциональная история об отцовстве и любви. И это определённо лучшее, что случилось с серией за всё время её существования. Некоторые моменты разворачивающейся на экране истории будут особенно близки и понятны тем людям, у которых уже есть семья и дети. Кратос устал от войны, ему хочется посвятить свою жизнь чему-то большему, чем месть и бесконечные убийства богов. Именно через отцовство он смог обрести давно утраченную человечность, ведь дети действительно делают своих родителей лучше во всём. Как бы то ни было, удовольствие от игры получат все без исключения игроки. Ведь то, за что мы искренне любим франшизу, никуда не исчезло: яростные сражения с ордами противников, великолепные боссы, беспрецедентная жестокость Призрака Спарты, отлично реализованная боевая система, интересные головоломки, замечательная графика и звук. Игра отбивает каждый потраченный на неё рубль, ведь чтобы пройти её на 100% вам потребуется около 50 часов. И, поверьте мне, каждый час будет под завязку наполнен увлекательными приключениями и яркими открытиями. Настоятельно рекомендую игру к покупке всем и каждому. Кстати, режиссёр игры Кори Барлог признался, что у него есть целых пять идей, как продолжить сюжет God of War. Так что запасаемся терпением и ждём очередного праздника через несколько лет.
Итоговая оценка 5/5
Благодарим компанию Sony за предоставленную копию игры.