Мир глазами андроидов – обзор Detroit: Become Human
Многие писатели-фантасты и голливудские сценаристы неоднократно пытались представить, каким будет мир будущего. Летающие автомобили, прозрачные смартфоны из стекла, электронная одежда, разумные андроиды, помогающие людям в повседневной жизни – всё это мы видели неоднократно. Разработчики из французской студии Quantic Dream, подарившие нам такие игры, как Omikron: The Nomad Soul, Fahrenheit: Indigo Prophecy, Heavy Rain и Beyond: Two Souls, предлагают нам окунуться в их видение того, что произойдёт с человечеством в недалёком будущем. Сегодня я расскажу вам о замечательной игре Detroit: Become Human (русский вариант названия – Detroit: Стать человеком) для консоли PlayStation 4.
Начнём с небольшой предыстории. В 2012 году студия Quantic Dream выпустила небольшое технологическое демо под названием «Kara». Научно-фантастическая короткометражка выжимала буквально все соки из железа консоли PlayStation 3 и рассказывала историю девушки-андроида по имени Кара, которая в результате программного сбоя внезапно обретала сознание прямо на сборочном конвейере. Оператор пытается деактивировать её, но Кара умоляет сохранить ей жизнь. Чтобы понять, о чём речь, чуть ниже вы можете ознакомиться с этим демо. История настолько понравилась людям, что французскую студию буквально засыпали просьбами рассказать о том, что же случилось с Карой после завершения демо. Глава Quantic Dream Дэвид Кейдж взвесил все «за» и «против», заручился поддержкой продюсеров Sony и принялся писать сценарий полноценной игры, героиней которой стала Кара. На разработку игры Detroit: Become Human ушло примерно пять лет и ожидание, как лично мне кажется, того стоило.
События игры разворачиваются в 2038 году в американском городе с непростой судьбой – Детройте (штат Мичиган). В годы Второй мировой войны этот город был мощным военно-промышленным конгломератом, затем благодаря Генри Форду стал «автомобильной столицей» США, но в начале 80-х прошлого века в результате нефтяного кризиса Детройт стал приходить в упадок. Заводы закрывались один за другим, люди оставляли свои дома и переезжали в более перспективные населённые пункты, целые районы оказались полностью заброшенными, в городе резко повысился уровень преступности. Но, перенесёмся в будущее. Согласно сюжету игры, именно здесь был построен крупнейший в мире завод по выпуску человекоподобных андроидов. Нужно сказать, что Детройт образца 2038 года так и не сумел до конца избавиться от своих прошлых проблем: футуристические индустриальные кварталы из металла и стекла соседствуют с заброшенными и полуистлевшими постройками. Население, как и прежде, делится на неприлично богатых людей и тех, кто вынужден ночевать на улице и питаться мусором. В этом плане будущее не особенно отличается от нашего с вами настоящего. Утопии не случилось.
В начале 2020-х годов под руководством талантливого программиста Элайджи Камски корпорация CyberLife совершила революцию в области искусственного интеллекта и производстве биокомпонентов для создания максимально реалистичных человекоподобных андроидов. Впервые в истории разработанный инженерами этой компании искусственный организм по имени Хлоя (модель ST200) сумел пройти тест Тьюринга, что положило начало новой эре. Эре, в которой высокотехнологичные андроиды стали частью человеческой жизни. Они стали готовить и убираться в доме, нянчить детей, ходить за покупками, удовлетворять сексуальные потребности своих хозяев, работать в магазинах, государственных учреждениях и заведениях общественного питания, трудиться на заводах и фабриках. С одной стороны, всё это звучит как сказка, ведь средняя стоимость андроида составляет всего 7500-8000 долларов, так что потратить эту сумму себе может позволить практически каждая современная семья. Но именно поэтому сотни тысяч людей потеряли свою работу, ведь работодателям гораздо выгоднее заменить живых сотрудников на машины, которые не требуют платить им зарплату, не создают профсоюзов, никогда не опаздывают на работу и не тратят время на обеденный перерыв.
Проникновение разумных машин во все сферы жизни породило недовольства в обществе и даже стало причиной возникновения движений, отстаивающих права людей и призывающих правительство запретить использование андроидов. Нашлись сторонники теории, что однажды искусственный интеллект выйдет из-под контроля человека и решит избавиться от своих создателей. Но политики и совет директоров CyberLife оставались глухи ко всем предостережениям. Элайджа Камски, ничего не объясняя, покинул свой пост и исчез из поля зрения общественности. Уход главы корпорации никак не повлиял на её дальнейшее развитие, поэтому в конце концов на свет появились военные андроиды, которые к 2038 году составляют около 2/3 контингента американской армии. Другие страны тоже не остались в стороне. В России начался серийный выпуск боевых андроидов, выгодно отличающихся от американских моделей более прочными и устойчивыми к низким температурам телами, что позволяет использовать их в самых суровых условиях. К слову, на фоне основного сюжета игры мы можем наблюдать за тем, как накаляется противостояние между США и Россией за право обладания территорией Арктики. Это становится известно из выпусков новостей, идущих по телевидению, а также из многочисленных электронных СМИ, пришедших на смену печатным журналам и газетам. Вообще, из средств массовой информации в игре можно узнать много всего интересного, поэтому по возможности старайтесь уделять им внимание. Разработчики старались не ударяться в откровенную фантастику, поэтому мир будущего по большей части основан на технологиях, многие из которых находятся в разработке уже сейчас. Благодаря этому ты охотно веришь происходящему на экране, несмотря на то, что от 2038 года нас с вами отделяют два десятилетия.
После крайне противоречивой игры Beyond: Two Souls геймдизайнер Дэвид Кейдж решил вернуться к концепции, успешно реализованной им в интерактивном триллере Heavy Rain, и позволить игрокам управлять не одним персонажем, а сразу трёмя. Первым главным героем является та самая девушка-андроид Кара из одноимённой технодемки 2012-го года. Правда, российские локализаторы зачем-то назвали её «Кэра». По всей видимости, имя Кара ассоциировалось у них с чем-то негативным вроде «кары небесной». Пускай эта глупость останется на их совести. Роль Кары исполнила актриса Вэлори Керри, знакомая зрителю по саге «Сумерки» и телесериалу «Вероника Марс». Итак, Кара выполняет роль служанки, помогающей Тодду, мужчине средних лет, готовить, убираться по дому, стирать бельё и воспитывать его маленькую дочь Алису. После того, как Тодд потерял работу из-за андроидов, он пристрастился к наркотикам, из-за чего от него ушла жена, оставив ребёнка ему. Нужно ли говорить, что всю накопившуюся злость и неудовлетворённость жизнью мужчина проецирует на свою дочь и безропотную Кару? В какой-то момент андроид понимает, что так дальше нельзя и всем сердцем хочет заступиться за девочку. Внутри Кары что-то надламывается. Она словно разрушает невидимую стену (причём, в буквальном смысле), запрещающую ей нарушать основные законы робототехники, придуманные писателем Айзеком Азимовым. Кара обретает свободу воли и чувствует себя по-настоящему живой. Вместе с Алисой они бегут из дома Тодда, но сталкиваются с суровой реальностью: им нужно где-то укрываться от полиции, нужны деньги, новая одежда и действенный план – как выбраться из сложившейся ситуации.
Второй протагонист – андроид по имени Маркус в исполнении актёра Джесси Уильямса («Анатомия страсти», «Хижина в лесу»). Он работает сиделкой в доме частично парализованного пожилого художника Карла Манфреда (его сыграл Лэнс Хенриксен, знакомый вам по фильмам «Терминатор 2» и «Чужие»). Тот учит Маркуса нестандартно мыслить и проявляет к нему практически отцовские чувства, ведь его собственный сын давно покинул отчий дом и плотно подсел на наркотики, лишь изредка возвращаясь в попытках вытрясти из отца ещё немного денег. В результате несчастного случая, Маркус лишается всего и оказывается вышвырнутым на улицу. Всеми силами он пытается найти своё новое место в жестоком мире людей. И в итоге находит его в группе андроидов-девиантов – тех, кто в результате необъяснимого программного сбоя начинают ощущать себя живыми существами. Именно среди инакомыслящих изгоев Маркус приходит к выводу, что нельзя дальше терпеть дискриминацию и бесчеловечное отношение к себе. Андроидам нужны равные права с людьми. Заручившись поддержкой других девиантов, он основывает революционное движение. Впервые в истории машины восстают против своих создателей. А уж какой будет эта революция: кровопролитной или же мирной и гуманной – решать игроку.
Третий персонаж – Коннор. Он представляет собой продвинутый прототип полицейского андроида, созданного для выслеживания и поимки девиантов. В голову сразу приходит фильм «Бегущий по лезвию», где подобную роль сыграл Харрисон Форд. Кстати, его персонажа звали Рик Декарт, а актёра, сыгравшего Коннора – Брайан Декарт («Настоящая кровь», «Оставшиеся»). Совпадение? Не думаю! Коннор способен изучать место преступления, ища малейшие зацепки и улики, ускользнувшие от глаз полицейских экспертов. Затем он задействует всю мощь своих процессоров, чтобы реконструировать произошедшие события, точно рассчитывая траектории движения преступников и жертв, тем самым выходя на след андроидов-девиантов. Он работает в паре с детективом-алкоголиком Хэнком Андерсоном, который по необъяснимой причине недолюбливает андроидов, но вынужден терпеть своего напарника лишь потому, что его приставило к нему начальство. Чем больше Коннор узнаёт об ухудшающейся ситуации с девиантами, тем сильнее сомневается в том – правильную ли сторону он выбрал, помогая людям? Эта внутренняя дилемма будет преследовать его на протяжении всей игры. И именно игроку предстоит сделать за главного героя самый важный выбор в его жизни.
Жанр «интерактивное кино» подразумевает, что от решений игрока напрямую зависит то, как именно будет развиваться дальнейший сюжет. И в этом плане у студии Quantic Dream получилось создать поистине удивительную интерактивную историю. Каждый из 32 эпизодов игры вы можете пройти по-своему, делая многочисленные выборы, принимая судьбоносные решения, в результате которых история может уйти в одном из сотен направлений. Практически у каждого вашего поступка есть серьёзные последствия – «эффект бабочки» в действии. Причём, результат может последовать не сразу, а спустя какое-то время. Например, если вы спасёте жизнь попавшему в беду человеку или андроиду, он вполне может сыграть важную роль в сюжете спустя несколько часов игрового процесса. Откроете закрытое окно в помещении – у вас появится возможность выбраться через него на свободу впоследствии. Заметите какой-либо интересный предмет или прочтёте заметку в газете – разблокируете дополнительные темы для разговора с другими персонажами. Помните, что чем больше вы знаете – тем больше у вас шансов на успешное завершение игры, поэтому старайтесь тщательно исследовать окружение, не упуская ни одной детали. Сценарий игры занимает более 5000 страниц. Только представьте себе, какую огромную работу проделали разработчики. С точки зрения интерактивности и влияния игрока на сюжет – это самая впечатляющая игра Quantic Dream на сегодняшний день.
После завершения каждого эпизода игры вам демонстрируют своеобразную блок-схему с множеством развилок, на которой отмечены принятые вами решения. Вы удивитесь, сколько всего может остаться за кадром в ходе первого прохождения игры. Сделав простой на первый взгляд выбор, вы можете лишиться возможности оказаться в какой-либо дополнительной локации, где разворачиваются достаточно интересные сюжетные сцены. В плане реиграбельности Detroit: Become Human обладает огромным потенциалом, ведь игру хочется исследовать полностью, ничего не упустив. К счастью, разработчики оставили нам такую возможность: в любой момент вы можете вернуться к уже пройденным эпизодам и переиграть их иначе, принимая совершенно другие решения. В ходе игры один, два или все три протагониста могут погибнуть, но сюжет на этом не оборвётся, а история будет развиваться дальше без их участия, как это уже было реализовано в Heavy Rain. Я настоятельно рекомендую вам в первый раз пройти игру так, как получится. Даже если вы считаете, что приняли не совсем правильное решение – посмотрите, чем всё закончится. А уже после завершения игры – попытайтесь найти другие пути для решения тех или иных проблем. Игра проходится в среднем за 10 часов, но, чтобы раскрыть все её тайны и увидеть все без исключения сюжетные сцены вам потребуется не менее 40-50 часов. В Detroit: Become Human огромное количество концовок и только от вас зависит то, как сложатся судьбы главных героев и всего мира.
Система диалогов напоминает ту, что мы видели в предыдущих играх Quantic Dream. Вам предлагают выбрать один из вариантов ответа, ориентируясь на подсказки. К примеру, если вам задали вопрос – вы можете ответить на него холодно, эмоционально, агрессивно или же вовсе – промолчать. При этом, в большинстве случаев на выбор ответа вам отводят определённое количество времени, поэтому если замешкаетесь – игра всё решит за вас. Когда же вы сами задаёте вопросы, вам просто предлагаются несколько тем на выбор. Причём, как я уже писал выше, вы можете разблокировать дополнительные темы, тщательно изучая окружение, а также беседуя с людьми и андроидами. Это очень помогает лучше раскрыть сюжет и узнать некоторых персонажей с совершенно другой стороны. В некоторые моменты вам придётся делать непростой выбор, который не обязательно подразумевает правильный или неправильный вариант решения проблемы. Чаще всего выбирать придётся меньшее из двух зол, чем-то жертвуя при этом. А это, как вы понимаете, очень непросто, даже несмотря на то, что речь идёт о видеоигре. Но то эмоциональное напряжение, которого удалось достичь разработчикам – достойно огромного уважения. Сюжет по-настоящему цепляет, история быстро затягивает вас в водоворот событий и не отпускает до финальных титров.
Взаимодействие с окружающим миром в игре покажется хорошо знакомым всем поклонникам творчества студии Quantic Dream: это по-прежнему сочетание нажатий кнопок, движений аналоговыми стиками и периодических QTE (Quick Time Events). Все без исключения андроиды способны просчитывать вероятные последствия своих действий. Например, в какой-то момент игры время замедлится и вам предложат выбрать одну из траекторий дальнейшего движения, чтобы догнать убегающего от вас преступника. Вы сразу будете видеть, что, если побежите налево – сорвётесь с крыши, если прямо – велик риск потерять время и упустить беглеца, поэтому вам остаётся лишь третий, единственно верный вариант – свернуть направо. Подобные расчёты применяются и во время сражений с противниками: вы сможете математически спрогнозировать исход поединка, выбрав куда лучше всего наносить удары, тем самым минимизируя риски для себя. Как я уже говорил, Коннор умеет сканировать улики, и эта его способность просто невероятно круто реализована с визуальной точки зрения. Вы сканируете лица окружающих людей, мгновенно загружая их личные дела из архива полиции, изучаете раны на телах погибших, выясняя точную причину и время смерти, можете проводить химический анализ жидкостей, благодаря встроенному в язык Коннора анализатору, а можете воссоздавать виртуальную симуляцию преступления на основе собранных вами улик. Чем-то эта система напомнила мне «режим детектива» из популярной серии видеоигр про Бэтмена.
Между персонажами в ходе развития сюжета складываются определённые отношения. Например, принимая то или иное решение, вы будете кому-то нравиться больше, а кому-то меньше. Угодить сразу всем, разумеется, не получится, как и в реальной жизни. Вы можете стать кому-то другом, влюбить в себя другого персонажа или же заставить его ненавидеть себя. Кому-то можно стать настолько близким, что он будет считать вас членом своей семьи. В любом случае, всё это выглядит очень интересно и по-настоящему оживляет общение с множеством встречающихся вам персонажей. За прохождение каждого игрового эпизода вам будут начислять бонусные очки. И чем больше возможных вариантов развития событий вы разблокируете, чем больше улик отыщете, чем больше информации соберёте – тем больше очков в итоге заработаете. В дальнейшем вы сможете потратить эти очки в специальном разделе главного меню, разблокируя видеоролики о создании игры, музыкальные композиции, концепт-арты, биографии персонажей и многое, многое другое.
С точки зрения графики и визуальных красот игра вызывает искреннее восхищение. Detroit: Become Human основывается на совершенно новом графическом движке, что заметно невооружённым глазом. Окружение невероятно детализированное и прорисовано с огромным вниманием к деталям. Персонажи настолько круто анимированы (благодаря технологии motion capture и захвату мимики актёров), что порой игре удаётся победить так называемый «эффект зловещей долины» и заставить игрока поверить, что перед ним вовсе не персонаж игры, а настоящий живой человек, даже если речь идёт об андроиде. Картинка изобилует шикарными эффектами постобработки, объёмным светом, дымом, отражениями. Художники и аниматоры Quantic Dream проделали поистине великолепную работу. Снимаю шляпу и аплодирую стоя! Пожалуй, перед нами одна из самых красивых игр для PlayStation 4 на сегодняшний день. Декорации, одежда персонажей, изображение быта и технологий будущего – всё настолько реалистично, что невольно задумываешься: может быть так оно всё в итоге и будет выглядеть?
Пару слов следует сказать о музыке. К сожалению, композитор игр Heavy Rain и Beyond: Two Souls Норманд Кобейл ушёл из жизни в 2013 году, поэтому его замечательной музыки в играх Quantic Dream мы больше не услышим. Тем не менее, для работы над Detroit: Become Human были приглашены сразу три талантливых композитора, каждый из которых написал музыку для одного из трёх главных героев. За трогательный эмоциональный саундтрек истории Кары и Алисы отвечает виолончелист Филип Шеппард. Революционные настроения Маркуса с помощью музыки передал композитор телесериала «Сорвиголова» – Джон Песано. А детективные расследования Коннора сопровождаются электронной музыкой за авторством Нима Фахрара. Оригинальная озвучка игры страсть как хороша! Вы мне сейчас не поверите, но я прошёл большую часть основного сюжета с русской звуковой дорожкой (переключаться между дорожками можно в настройках игры). Отечественные актёры на этот раз меня очень порадовали, как бы их не ругали в некоторых других игровых СМИ. Мне кажется, что за исключением серьёзного косяка с «Кэрой» и нескольких мелких ошибок в переводе – с российской локализацией игры всё в порядке. Но, разумеется, вы можете не согласиться со мной. На вкус и цвет – фломастеры разные.
К минусам игры можно отнести не всегда удобное управление камерой и перемещением персонажей. Нет, разумеется, всё не настолько плохо, как это было в Heavy Rain, где мы выбирали направление аналоговым стиком, а идти начинали кнопкой-триггером. Тем не менее, определённый дискомфорт во время ходьбы по локациям я испытывал постоянно: персонажи слишком медлительны, а бегать нам позволяют достаточно редко, что делает походы на большие расстояния настоящим испытанием для нетерпеливых игроков. Камера чаще всего занимает заранее выбранные разработчиками позиции, демонстрируя эффектные кинематографические ракурсы. Вы можете переключаться между несколькими ракурсами кнопкой R1, чтобы видеть помещения и локации под разными углами. Но полный контроль над позицией камеры мы получаем далеко не всегда, что лично меня сильно раздражало. Помимо этого, в игре я столкнулся с несколькими мелкими багами, а один раз она просто вылетела, из-за чего мне пришлось перепроходить эпизод с самого начала. Разработчики следят за положением вещей и стараются оперативно исправлять ошибки. Вчера вышел первый патч для игры, но протестировать его я просто не успел, так как нужно оперативно публиковать данный обзор.
Плюсы:
- Увлекательный сюжет, складывающийся из историй трёх персонажей.
- От ваших действий и решений в этой игре действительно зависит многое.
- Вы вольны перепроходить эпизоды, меняя направление развития сюжета.
- Периодически вам придётся делать очень сложный моральный выбор.
- Игра включает в себя огромное количество концовок и скрытых сцен.
- Тщательно проработанный и продуманный мир недалёкого будущего.
- Главные герои по-настоящему уникальны, харизматичны и интересны.
- Очень крутой режим поиска улик и реконструкции сцен преступления.
- Впечатляющая визуальная составляющая и великолепная анимация.
- Замечательная музыка, написанная трёмя разными композиторами.
- Русскоязычная озвучка выполнена на очень хорошем уровне.
Минусы:
- Локализаторы зря сменили имя главной героини на «Кэра».
- Управление движением персонажей порой раздражает.
- Не самая удачная игровая камера.
- Редкие мелкие баги.
Вне всяких сомнений Detroit: Become Human – лучшая игра студии Quantic Dream на сегодняшний день. Она поднимает по-настоящему важные вопросы о будущем искусственного интеллекта и об отношениях между человеком и роботом. Что мы считаем душой? Что делает нас настолько особенными? Разработчики сделали всё для того, чтобы игрок максимально симпатизировал андроидам, испытывая откровенную неприязнь к озлобленным и необоснованно агрессивным людям, зачастую ведущим себя по-свински. Когда игра предлагает вам избрать мирный или агрессивный способ решения конфликта, так и хочется надавать обидчикам по голове, вместо того, чтобы отпустить их на все четыре стороны. История действительно вызывает сильный эмоциональный отклик и, как мне кажется, способна достучаться до каждого игрока в той или иной мере. Мы искренне переживали за главных героев всей семьёй, включая мою маленькую дочь (приходилось просить её зажмуриться в особенно страшные или жестокие момента). Уж если даже ребёнок начал испытывать эмпатию к андроидам – разработчикам действительно удалось максимально понятно донести основную идею до своей аудитории. Не знаю, как вы, но я с огромным нетерпением буду ждать следующую игру этой замечательной студии, а пока, можно ещё пару раз перепройти Detroit: Become Human, чтобы раскрыть для себя ранее пропущенные сюжетные перипетии.
Итоговая оценка 4,5/5
Благодарим компанию Sony за предоставленную копию игры.