Возвращение легенды: обзор Final Fantasy XII: The Zodiac Age
Вот уже 30 лет серия Final Fantasy остаётся одной из самых востребованных и популярных по всему миру. Многие из «финалок» в том или ином варианте получили «перерождение» под современные игровые приставки, а большинство номерных частей добрались до персональных компьютеров, в первую очередь, благодаря сервису Steam. Хорошо это или плохо, судить сложно: с одной стороны, увеличение аудитории – хороший шаг, правильный, с другой – заинтересованность в переработанных старых играх на мой взгляд указывает на серьёзные проблемы с последними частями серии, их недоработанность и отсутствие жёсткого надзора сверху за качеством продукта.
Если уж говорить на чистоту, то идея 15 части, как и основные её сюжетные перипетии, были написаны почти за 10 лет до выхода игры, так что об актуальности поставленных проблем и говорить нечего. Но к «юбилейной» номерной Final Fantasy мы вернёмся как-нибудь в другой раз, а сегодня речь пойдёт об одной из самых красивых игр серии, оставшейся несколько обделённой вниманием, так как вышла на доживающей на тот момент PlayStation 2. Ведь если внимательно присмотреться, то сразу же замечаешь, что графика игры достойна последних поколений консолей, сюжет разворачивается в одном из самых плодовитых миров Final Fantasy, а персонажи – одни из лучших образов за всю историю серии. Да, мы говорим о Final Fantasy XII, а точнее о её новом перерождение Final Fantasy XII: The Zodiac Age.
Мир Ивалис – это классический фэнтези мир с элементами стимпанка (эта особенность характерна почти для всех фэнтези-миров Final Fantasy), населённый множеством различных гуманоидных рас. Впервые Ивалис показали в Final Fantasy Tactics и, хотя другие расы упоминались в текстах и описаниях, в игре они отсутствовали. Во всей красе мир предстал в Final Fantasy Tactics Advance и Final Fantasy Tactics A2, тогда же и получил всеобщую любовь и признание, а раса виров в мгновение ока стала легендарной. Помимо прочего Ивалис отличается особым уникальным подвидом муглов. Также, в этом мире разворачиваются события Final Fantasy XII: Revenant Wings (на DS) и ещё одной легендарной игры среди ценителей – Vagrant Story. Таким образом, в Ивалис разворачиваются события сразу 6 игр Final Fantasy, что считается абсолютным чемпионом в серии.
Сама игра вышла в далёком 2006 году на уже упомянутой PlayStation 2. Стоит отметить, что европейское издание сильно отличалось от того, что было позже выпущено для японского рынка и лёгшего в основу переиздания. И, наверное, это было одной из причин, по которой Final Fantasy XII уступала по популярности другим частям. По первоначальному варианту у персонажей отсутствовало понятие класса, игрок «вкачивал» определённые умения, получая доступ к различным разделам магии, группам снаряжения и наборам навыков.
С одной стороны, это давало невероятную вариативность, близкую к некоторым классическим настольно-словесным ролевым играм, с другой – терялась яркость каждого отдельного персонажа, его необходимость в группе в данный конкретный момент. У вас было 6 примерно одинаковых персонажей с разными «шкурками», которые при необходимости, конечно, «затачивались» под задачу, но в большинстве случаев просто сменяли друг друга по мере смерти в бою. Про тактику и стратегию стоит вообще промолчать: их приходилось либо вырабатывать на ходу, либо копировать те, что находились на бескрайних просторах интернета.
Сюжетно на игру это никак не влияло: история продолжала разворачиваться вне зависимости от выборов прокачки игрока. Во что превращалась эта каша ближе к концу игры, я вам рассказать уже не смогу: в тот момент это оказалось для меня слишком. Но в первую очередь – «слишком неинтересно», ведь в JRPG играют не ради обдумывания, как «подогнать» того или иного персонажа, а ради сюжета и простоты «прокачки», которая сводится к выбору очередного навыка в пределах класса и подбора подходящего снаряжения под уровень. Этого игре не хватало. Чрезмерная свобода выбора, без классической «линейно-классовой» системы, постепенно свела на «нет» интерес к проекту. Тем важнее и интереснее было посмотреть и оценить «правильную» международную версию.
Она того стоит. Те доработки, которые перенеслись в переиздание, доводят игровой процесс до логического завершения, позволяя насладиться сюжетом в полной мере. Можно даже сказать, что это лучшая Final Fantasy с классической системой боя, выходившая за последние 12 лет. Посудите сами: открытый мир, случайные бои только по желанию, 12 классов персонажей, 13 эсперов, боевая система ATB с возможностью автобоя (по заранее заданным схемам-алгоритмам), событийно богатый сюжет, в меру сложные боссы и, конечно же, знакомые и любимые элементы серии. Ни 13, ни 15 части не могут похвастаться всеми перечисленными пунктами: одна стала слишком абстрактной, а вторую уж слишком сильно «прокачали».
Принцип боевой системы и её идеология пришли в Final Fantasy XII из тактической серии. Для того, чтобы получить возможность использовать те или иные способности, нужно было покупать «лицензии» на них. Иначе надзирающие за боем судьи могли оштрафовать команду или даже дисквалифицировать участника. Так что для 12 Final Fantasy пришлось переделывать уже известные особенности мира. Для использования навыка, оружия, магии и даже суперудара нужно купить сначала лицензию на использование, а потом «прокачаться» для применения соответствующей лицензии. Или наоборот, ведь что приобретено раньше – неважно, главное соблюсти оба пункта.
Кстати, судьи, которые раньше надзирали за боями в Ивалисе и обладали практически безграничной властью, теперь низвергнуты до обычных элитных воинов, которые, впрочем, тоже могут навести шороху.
Что же до сюжета, то тут Final Fantasy разворачивается во всей своей эпичности. Несмотря на то, что повествование идёт от имени Ваана – беспризорника лет 15, который мечтает стать воздушным пиратом, сквозь его взгляд нам раскрывается трагичная и мрачная история войны, затронувшей маленькое нейтральное королевство и перевернувшей жизни сотен людей. Тут и история братьев, которых разделила война, и история принцессы, чей путь – в одиночку, потеряв в этой войне отца и мужа, продолжить борьбу за освобождение королевства, и история двух воздушных пиратов, чьи поиски сокровищ и взгляды на жизнь не так-то просты, как кажется на первый взгляд.
Вообще персонажи запоминающие и яркие, судьба каждого действительно трогает, и не остаётся вопросов и сомнений – почему он поступил так, а не иначе. Да, у них есть выбор, но чего стоит поступить по совести, а не исходя из собственных желаний, ради общего блага, а не для личной выгоды. Эти непростые судьбы оказываются переплетёнными вместе, и каждый из них помогает другому найти себя или пережить потерю, обрести силы или веру, научиться чему-то новому, стать лучше.
Петь дифирамбы Final Fantasy XII: The Zodiac Age можно долго, но, к сожалению, она унаследовала несколько проблем оригинальной игры. Первое – это преподнесение текста во время роликов. Сам по себе литературный язык игры не очень-то и лёгкий, но то как оформлены заставки затрудняет восприятия и без того трудного сюжета. Второй момент – это разобщённость повествования: в роликах вам постоянно показывают то, что происходит до или после только что происходящих событий, постоянно меняя «репортёров». Вы просто не успеваете сосредоточится и в голове зачастую остаётся каша, разобраться в которой можно только повторными прохождениями сюжета. Ещё одним неоднозначным аспектом можно назвать сложность игры – казалось бы, что за все эти года создатели должны уже были разобраться как сделать проект уравновешенным, но, видимо, взятая ими за основу система всё так же не поддаётся наладке. И если раньше она была «перетянута» в сторону игрока, но сейчас она скорее на стороне противников – прокачка героев идёт медленно, а каждое очко навыка даётся потом и кровью.
К слову, различия обычной версии и International Zodiac Job System, лёгшей в основу инкарнации на PS4, достаточно существенны: помимо банальной подгонки скорости развития персонажей, добавления новых предметов, гамбитов, новой игры+ и прочих «причёсываний», команда программистов добавила несколько ключевых нововведений. Во-первых, игрокам дали возможность управлять гостями команды и эсперами, при необходимости меняя их гамбиты поведения, что в целом очень сильно изменило тактическую составляющую игры. Во-вторых, Зодиакальная система классов – о ней уже упомянуто в основном тексте. И в-третьих, режим «Турбо скорости» позволяющий ускорить игру в 4 или 8 раз. Как это использовать? Оставим на усмотрение игроков, но в размеренном повествовании Final Fantasy XII этого действительно не хватало.
Подводя итог, можно сказать с полной уверенностью: Final Fantasy XII: The Zodiac Age на данный момент лучший представитель серии. В ней сочетается всё лучшее, что было в играх до и после выхода оригинала на PlayStation 2, она выдерживает планку традиционных ATB-сражений, не превращая их фарс или невнятную кашу, как и планку эпичности повествования с глубинной прорисовкой каждого персонажа. Да, не обошлось без ляпов, но это скорее проблема того, что над игрой работало последовательно сразу два режиссёра и некоторые моменты пришлось перерабатывать в процессе, чтобы виденье продюсеров серии совпало с взглядом пришедшего на смену разработчика. И, если честно, 12-я справилась с этим гораздо лучше 15-й части, пожертвовав лишь подробностью персонажа и личностью условно «главного» героя. В целом, она должна быть в коллекции каждого уважающего себя любителя JRPG, да и не лишним будет советовать именно с неё начинать знакомство с серией.
Оценка редакции: 5/5
Спасибо компании «Бука» за предоставленную копию игры.