Лучше чем раньше? – обзор Space Hulk Deathwing
Игр различных жанров по вселенной Warhammer 40000 выходило (и до сих пор продолжает регулярно выходить) предостаточно. За последние 30 лет на рынок попадали как простые адаптации “настолки”, так и отлично проработанные в плане игрового процесса RTS. Однако моим личным фаворитом безусловно являются тактические шутеры с видом от первого лица и броским заголовком — Space Hulk.
Молодые игроки могут удивиться, но компьютерные приключения боевых терминаторов начались ещё в 1993 году, когда компания Electronic Arts при сотрудничестве с Games Workshop перенесла идеи настольной игры Space Hulk в цифровой формат. Электронный дебют вселенной прошёл мимо меня, зато последовавшее за ним через два года продолжение было, как говорится, «затёрто до дыр».
А что было делать, если в конце 90-х, пока весь мир с упоением играл в в игры на Playstation, Sega Saturn и N64, в моей скромной стране и тихом маленьком городке можно было найти либо всем известный клон Famicom, либо поддельную Sega Megadrive 2. К счастью, у моего друга подле телевизора уже была Panasonic 3DO – на ней-то мы впервые и поиграли в Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels и были приятно удивлены.
Двадцать лет прошло с той важной для меня даты, и все эти годы я надеялся, что увижу продолжение любимой игры. И, наконец, дождался, ведь на мою PS4 только что загрузилась новая игра в серии — Space Hulk Deathwing Enhanced Edition. Давайте разбираться, так ли хороша игра, и оправдались ли многолетние ожидания.
Пробежка по тренировочной локации и первые минуты игры дают понять, что разработчики в этот раз делали ставку на экшн. Его и так было достаточно в Space Hulk Vengeance of the Blood Angels, однако пройти отрезок игры напролом в одиночку тогда не представлялось возможным — ксеносы очень быстро разрывали в клочья. Немного облегчал жизнь тактический режим и возможность ввода команд каждому участнику боевых событий – отряды можно было рассылать по периметру, указывать, какие двери блокировать, подбирать реликвии или аппаратуру, приказать выжечь указанный участок из огнемёта… Можно было даже спланировать операции прикрытия указанной точки или сдерживания позиции В некоторых кампаниях даже приходилось продвигать отряды волнами, отбивая у ксеносов коридор за коридором, да и терминаторов нам выдавалось гораздо больше.
В сюжетном режиме Space Hulk Deathwing все это низведено до возможности выбора нескольких команд, а тактический экран выполняет роль обычной карты, на которую можно нанести пользовательскую метку. Команды теперь вынесены в отдельное круговое меню и доступны прямо во время игры. Можно отправить наших напарников к указанной точке, попросить их атаковать, занять оборону, заблокировать двери или подлечить раненного товарища.
При одиночном прохождении игрокам доступно три терминатора. Почему разработчики решили использовать именно такое количество — остается загадкой, ведь в оригинальной настольной Space Hulk Deathwing терминатора четыре, а в шутере 1995-го года позволяли управлять отрядом из 8-ми и более юнитов, закованных в тяжёлую броню.
В Deathwing напарниками нам назначены братья Варахиель и Наум. Первый — чистокровный разрушитель с мощным пулеметом, а Наум — апотекарий, его основная ценность — наличие аптечек, которые можно использовать в любое время. Медикаменты заканчиваются быстро, от того необходимо тщательно планировать действия команды на уровне. Например, при прохождении второй главы случилась ситуация, когда все аптечки были израсходованы, здоровье партнёров ниже среднего, а на героев накатываются всё новые и новые волны ксеносов и гибридов. После двух десятков попыток пробиться сквозь массу врагов было принято решение переиграть эпизод с самого начала и более внимательно отнестись к имеющимся ресурсам.
Помимо аптечек у нашего персонажа имеется способность к созданию портала между полем боя и лагерем, где можно сменить экипировку, подлечиться и пополнить запасы. За уровень можно открыть только три портала, поэтому придется очень грамотно вписать их в стратегию прохождения. После перехода можно будет навесить на терминатора заработанные в боях огнеметы, пулемет, меч, щит и прочее вооружение. Здесь, также можно выбрать класс бойца.
После каждой пройденной главы сюжетного режима игрокам будет начислено несколько баллов, которые можно тут же потратить на улучшение атакующих, защитных или психотических навыков отряда. Пройденные миссии становятся доступны в «Особых заданиях», где перед игроками ставятся новые задачи — прикрой, принеси, отключи, включи и т. д. За их выполнение начисляются медали и очки опыта, которые можно потратить на всяческие бонусы.
Очень заманчиво выглядит возможность сетевого кооперативного прохождения. Осталось только найти такого же ярого приверженца этой серии игр, чтобы зачищать заброшенные корабли вместе.
По ощущениям новая игра практически ничем не отличается от предыдущей: терминаторы медлительны и неповоротливы, а ксеносы всё также стремительны и опасны. Раньше можно было сразу погибнуть от атаки «в лоб» или сбоку, теперь при «разделывании» брони когтями противников расходуются жизненные силы. В новой игре привычных рукопашных схваток нет, но разить энергетическим кулаком, мечом или молотом можно налево и направо. Отсутствие стычек «в лоб» печалит, ведь так хочется как раньше, в старые добрые времена сойтись с ксеносом в рукопашном бою и отоварить его кулаком или топором по лысому черепу.
Кстати, генокрады ведут себя по другому. Гибриды научились прятаться за углом, ксеносы напоминают чужих из одноименной серии фильмов и игр, валят сплошным потоком, который непросто остановить даже из крупнокалиберного пулемета брата Варахиила. Помимо знакомых нам из предыдущей игры ксеносов и гибридов, в Deathwing есть турели, ксеносы-камикадзе, которые взрываются прямо под ногами, сея панику и хаос, а ещё есть здоровые мутанты, похожие на бумеров из Gears of War. Эти твари носят лазерные пушки, огромные тесаки и другие виды колющего и крошащего в труху оружия. Чтобы уничтожить такого зверя, нужно сосредоточить огонь именно на нём, иначе его удары оперативно отправят к праотцам кого-нибудь из членов команды.
Одним из самых важных элементов в Space Hulk для 3DO была «игра со звуком» и гнетущая атмосфера. Тёмные коридоры, случайные шумы, стуки, взрывы, шипение или рычание затаившихся генокрадов добавляли градуса к атмосфере и держали в непрерывном напряжении, предсмертные крики терминатора, отправленного вами куда-то вглубь корабля, вызывали желание переиграть эпизод, чтобы сохранить как можно больше боевых товарищей. И словно смычком по напряженным нервам «пилил» писк биосканера. Изюминкой той игры было ограничение на ввод команд в тактическом режиме: сильно задумались или не успели — продолжайте вводить команды, однако игра уже не на паузе и охота на игрока началась.
В Space Hulk Deathwing почти все это присутствует, но звук здесь какой-то привычный, обыденный. Создается впечатление, что всё это мы уже слышали. Никуда не делись пафосные речи о чести, долге, императоре, темном еретическом прошлом. Похожий визг, рык и шипение монстров мы слышим в каждой второй игре и каждом фильме про каких-нибудь омерзительных тварей. Биосканера здесь и вовсе нет, и это сразу отнимает тысячу очков от атмосферы происходящего. Отсутствие рукопашного боя, кровищи, размазанной по стенам, отсутствие адекватного тактического режима — всё это сильно снижает напряжение от происходящего на экране и превращает игру в «мочилово», которое не имеет отношения как к настольной вариации игры, так и компьютерной её преемнице 23-х летней давности.
К визуальной стороне особенных претензий нет. Картинка откровенно слабовата, но всё же она довольно точно передает привычные для этой вселенной пейзажи. Приглядываться к деталям лучше не стоит, ведь детализация здесь не самая высокая, однако царящая повсюду кромешная тьма скрывает большинство недостатков, а сама игра выглядит очень мрачной и темной.
***
Очень печально осознавать, что игровой процесс, звук и атмосфера игры выпущенной 23 года назад, для консолей, которые «в тысячу раз» слабее нынешних, оказались на голову выше современной Space Hulk Deathwing. Однако не спешите расстраиваться. Новая игра по-своему хороша, а указанные выше недостатки были приведены скорее в качестве сравнения с тактическим шутером 95 года. На дворе всё-таки 2018 год, и Deathwing создавалась в соответствии с требованиями нынешних тенденций и, как и прежде, занимает очень узкую нишу проектов, которые будут интересны игрокам, знакомым с настольными вариациями Space Hulk или играми 1993-1995 года. Самое лучшее нововведение, добавленное в игру – это возможность поиграть с другом. Вот чего действительно не хватало в далеких девяностых!
Итоговая оценка — 3/5
Выражаю благодарность компании «Софтклаб» за предоставленную для обзора цифровую копию игры.