Не спорьте с робинзоном – обзор Ys VIII: Lacrimosa of DANA
Есть игры, чья история начинается чуть ли не с зарождения приставочно-компьютерных игр. Эти игры стали культовыми, породили целые жанры и направления, послужили прообразом и примером для множества проектов. Часть из них так и остались погребёнными под сенью годов, за которые их все забыли, не получив заслуженного «перерождения» на новых платформах. Впрочем, подобная судьба постигла не всех, и кое-кому них удалось продолжить свою историю, обогатившись новыми веяниями и мотивами. Не покривим душой, сказав, что один таких проектов – серия Ys, история приключений рыжеволосого мечника Адола и его друзей, вернувшегося к нам в новом приключении «Ys VIII: Lacrimosa of DANA».
История приключений Адола началась в далёком 1987 году на компьютере NEC PC-8801, именно тогда волей сценаристов молодой 17 летний рыжеволосый парень решил отправиться на поиски приключений. Из года в год, порой с перерывами в несколько лет, мы узнавали всё новые и новые главы его путешествия. Но история этих игр – тема для отдельной статьи, для нас важно то, что именно серия Ys зародила жанр приключенческого слешера. Другими словами – практически единственная цель в игре: уничтожение толп монстров, для получения денег и опыта, для получения лучшего оружия, доспехов и новых способностей, для уничтожения ещё больших толп монстров и парочки крупных боссов. И всё это облачено историей. Не с большой буквы, с обычной строчной, ведь раньше история в таких играх подавалась крайне дозировано, и служила скорее оправданием происходящего, чем целью. Но со временем и это прошло – история стала связанной и интересной, пусть толпы монстров так и приходится уничтожать для достижения заветной цели, теперь делать это гораздо интереснее.
История Lacrimosa of DANA начинается с кораблекрушения – Адол, вместе с другими пассажирами, оказывается на якобы проклятом острове, буквально вынырнув на берег за новыми приключениями (за которыми он, к слову, и так хотел заглянуть, но капитан корабля сказал веское «Нет»), и оправляется спасать товарищей по несчастью, заодно открывая тайну за тайной окружающего его пейзажа. Мы не будем останавливаться на сюжете игры – это история, которую каждому стоит узнать самостоятельно, оно того стоит, тем более, что последние три-четыре части сценаристы не зря едят свой хлеб.
Кстати, благодаря обороту с кораблекрушением в игру введено сразу несколько новшеств – «город» (по крайней мере, на начало игры) у вас один, и для того, чтобы получить новое обмундирование, оружие, лекарства и аксессуары придётся спасти других пассажиров. Каждый из них, по счастливому стечению обстоятельств, обладает незаменимым для выживания навыком – кузнечное дело, швейные умения, знания по врачеванию и т.п. Всё, что требуется от вас – во время приносить выбитые ресурсы да выполнять задания (для получения нового ассортимента). А порой отбивать волны монстров, что пытаются смести деревушку с лица острова. Вот так разработчики решили привнести в игру ощущение развития поселения, этакий стратегический элемент. Кстати, набранные жители деревни служат ещё и для доступа в новые, ранее недоступные участки карты, – с весёлым гыгыканьем помогая расчищать завалы по всей суше: чем больше людей, тем сложнее завал можно расчистить.
Но это новшества, вернёмся к основной составляющей игры – системе боя, управлению и… графике. Игра уже давно ушла от своих истоков, переработав и переделав буквально всё, что в ней было. Последние три части (включая 8-ую) «Иc» стал трёхмерным, и обзавёлся отличными дизайнерами и художниками. Если в предыдущей (пусть и ремейковой части) нам показали, какая игра может быть на современных консолях, умеющих обрабатывать достаточно сложные модельки, то теперь разработчики разошлись по полной: сверхреалистичности от игры ждать не стоит, но доступные ресурсы использованы с умом. Движения мягкие, полигонов на каждом из персонажей, а в особенности монстрах, достаточно, цвета – яркие, задники красивые. Стоит оговориться, что сравнивать с ААА проектами «Ис» не стоит, это игра другой весовой категории и денег в неё было вложено поменьше. Но из движка, активно используемого для подобных проектов, выжато всё. Кстати, в этой части художественным оформлением видеовставок занимались вплотную, что пошло только на пользу.
Система боя практически не претерпела изменений со времён последней части, вышедшей на PS Vita несколько лет назад. Удары завязаны на одну кнопку, при необходимости используются спецудары, назначаемые на сочетания клавиш. Подкопив немного энергии, можно использовать сверхсильную серию ударов, ну а сами наносимые повреждения всё так же распределяются на три типа: колющие, рубящие и дробящие. Оружие каждого из персонажей относится одному из этих типов и эффективно против определённого вида монстров, так что между персонажами можно и нужно переключаться во время боя, чтобы нанести как можно больше урона тому или иному противнику. Боссы, как и прежде, одинаково уязвимы (или устойчивы) ко всем типам ударов и любая из собранных команд в умелых руках станет одинаково смертоносна. Никуда не пропали и молниеносные уклонения и блоки – их введение в игровую систему произошло одновременно с отрёхмериванием Иса, с тех пор став немаловажной частью боя.
А вот с управлением немного намудрили. В нашем обзоре рассматривается версия для PlayStation 4, так что на Vita ситуация может быть немного иная, но изначальная раскладка по кнопкам настолько неудобна и неестественна для подобного типа игр, что наводит на мысль о садистских наклонностях разработчиков. С другой стороны, чувствительность стиков, отдача клавиш, а также (что редкость) активное использование обоих клавиш тачпада, заставляет верить в то, что эргономику управления всё же прорабатывали.
Наш рассказ был бы не полным, если бы мы не коснулись момента «собирательства» в игре: как и прежде из врагов в достаточном количестве выпадают различные «запчасти», которые используются в производстве и улучшении оружия, обмундирования и прочих аксессуаров. Как уже упоминалось выше, в отличие от предыдущих частей в игре нет центральных городов, да и вообще – действие-то развивается на острове, а, следовательно, деньги не в ходу. И вот тут играет роль, сколько и чего вы достали во время очередного пробега между точками: шкуры, зубы, палки, камни, жемчужины – всё это идёт в дело. Из части вам выкуют оружие, из другой – сошьют новый костюмчик (тот, что полностью изменит ваш внешний вид), остальные пойдут на развитие деревни и выполнение заданий. В общем-то, ни кусочка добытого не будет потеряно. Кстати, часть материалов можно достать только на специальных точках добычи – они отмечены на карте, а часть – поиграв в мини-игру «рыбалка».
В целом, распинаться про игру можно долго, тем более что и сказать есть что. Она получилась действительно хорошей: наверное, пока лучшей в серии и это неудивительно – ребята из Falcom любят своё детище и это заметно в каждом элементе игры. Если вы поклонник акшен-слэшер-рпг, то «Ys VIII: Lacrimosa of DANA»– ваш выбор, если вы любите систематическую тупилку с выкашиванием толп монстры, то «Ис» тем более подойдёт, разве что советуем посмотреть в сторону версии для Vita, а если вы поклонник хороших (пусть и недлинных) сюжетных JRPG, то как ни странно «Ys VIII» тоже отлично попадает под подобные требования. Ну, и напоследок – в игре доступны два вариант озвучки английский и японский, что в последнее время хоть и не редкость, но достаточный плюс для ценителей данного игрового жанра.