Обзор Final Fantasy XV – уникальное дорожное JRPG приключение
Я не ждал эту игру как фанаты, более того, я вообще мало интересуюсь серией Final Fantasy поэтому считаю, что смог подойти к игре непредвзято, без фанатизма и ниже я попытаюсь достоверно рассказать, что хорошего и плохого принесет нам новая финалка. Игра получилась не идеальной, однако давайте договоримся сразу – я не буду рассказывать вам о каждой мелочи сценария, о мотивации тех или иных персонажей, о многочисленных событиях, которые нужно увидеть и отыграть самому. В финалке много всего и было бы преступлением рассказать о десятках мелочей, одни из которых словно крючки намертво цепляют и заставляют верить в игру, а другие вызывают искреннее недоумение.
Многие игроки ждали возвращения эпической Final Fantasy и бросились с пафосом рассказывать в сети о подготовке тела и духа к новому эпичному приключению и эту подготовку они начали с просмотра фильма Kingsglaive: Final Fantasy XV.
Фильм проливает свет на некоторые особенности игрового мира и сюжета, но лучше бы отдельные эпизоды фильма включили в игру и рассказали о происходящем в Инсомнии в то время как наши герои рыбачили, жрали онигири и омлет на завтрак, фотографировались на фоне люксовой машинки и заглядывались на грудь Синди.
Вместо этого разработчики вынесли развязку истории Final Fantasy 15 в кино, а игрокам придется довольствоваться короткими кат сценками на движке и диалогами героев во время обязательных роуд-трипов. С одной стороны, это очень круто и не дает оторваться от игры, а с другой стороны – мы играем в Final, мать ее Fantasy, которая всегда славилась качеством видеороликов и эпичностью происходящего в них.
В итоге никто не «уронит челюсть» ни от фильма, ни от нескольких роликов, показанных между главами, а ощущение трагедии, случившейся в Инсомнии теряется на фоне мальчишника с разъездами по рыбным местам и придорожным забегаловкам.
Сюжетные повороты в игре зачастую не разъясняются или разъясняются плохо, и приходится самому домысливать мотивы персонажей. В эпизоде с «личным делом», например, Гладиолус кажется подозрительным. Какие могут быть личные дела у «Щита короля»? Может быть у него в этом городе внебрачный сын? Или седая матушка? Он решил попрощаться с ними?
Быть может быть он решил сговориться с врагом? Может быть именно он «всадит нож в спину» короля? Должно же «выстрелить хотя бы одно ружье» в этом сценарии. В конце концов, пороху хватило только на «легкий хлопок» по имени Промпто, но в этом эпизоде вам лучше разобраться самим. Куда и зачем отлучился Гладио узнайте сами и и возможно поймете причину моего негодования.
Сюжетные проблемы не обошли стороной и побочные задания. Каким-то невероятным образом сценаристы смогли испортить даже квесты уровня – бей-беги. КОРОЛЬ то и дело оказывает услуги местным барменам и автослесарям, ищет мастику и краски для своей машины, а также корешки и орешки или филе рыбы для особого блюда, которое так хочет добавить в свое меню хозяин придорожного кафе.
Он даже фотографирует чокобо в угоду владельцу фермы, а все это происходит на фоне падения королевства, смерти отца и тирании Нифльхейма. Ноктис обязательно выполнит свое предназначение, но чуть позже, сейчас нужно рыбки наловить или нарезать филе особого монстра для очередной забегаловки. В игре есть даже умилительное задание – покормить кошку, но это скорее ностальгическая отсылка к шедеврам прошлых лет – Shenmue и The Legend of Zelda: Twilight Princess и… спасибо вам за это, разработчики.
Сайд квестам не хватает достоверности и хорошей истории, как это было, например, в Ведьмаке; они раздражают своей однотипностью и большими расстояниями, которые нужно пройти для их выполнения. После выполнения задания нужно будет обязательно вернуться назад к нанимателю, чтобы получить свою награду. Только тогда можно будет взять следующее задание на охоту. Вы это серьезно? В 2016-м году? В огромном, бесшовном мире нет возможности взять два или три охотничьих квеста?
Все могло быть иначе, если бы сценаристы связали хотя бы часть сайдов и охоты с проблемами королевства. Например, рыбку и мясо нужно было бы искать под предлогом надвигающегося голода; задание сфотографировать дикого чокобо можно связать с их недостатком в армии сопротивления, а сцены масштабных сражений, показанные в фильме можно было выдать за борьбу сопротивления с захватчиками. Помощь повстанцам, которые кстати в игре есть, забота о жителях королевства наполнили бы квесты смыслом.
Можно конечно выдвинуть аргументы против. Может быть сценаристы специально создали придурковатых героев и эту пародию на короля, который по вашей воле застрянет на часок на рыбалке, вместо того, чтобы разобраться с вражескими кораблями или парочкой демонов. Может быть это и есть тонкая сюжетная грань, чтобы лучше отразить сомнения, страдания и одиночество Ноктиса после событий в Аккордо? Может быть авторы так гениально преподнесли нам становление Избранного короля? Слишком много «может быть», вам не кажется?
В последние годы некоторые студии разбаловали игроков масштабными открытыми мирами, и разработчики Final Fantasy 15 не остались в стороне. Они создали огромный мир, невероятно красивый и запоминающийся. В игре много локаций, которые хочется посетить еще раз: кафе у дороги, ресторан друга отца или отличное рыбное местечко в лесной глуши, где можно выловить особую рыбку. Везде хочется побывать, подурачиться с друзьями, порыбачить с новыми наживками, покататься на чокобо, поискать жетоны погибших охотников почтив тем самым их память, изучить парочку рецептов для полевой кухни.
Мир чертовски привлекательный и его хочется исследовать не в угоду сюжету или заданиям, а забавы ради. Конечно, монстры в игре будут и в больших количествах, некоторые будут огромных размеров, однако с большинством из них мы столкнемся либо по сюжету, либо по охотничьим заданиям. Они прекрасно прорисованы и не опасны. Если с самого начала игры не торопить события, а заняться побочными заданиями, проживающий в степях и лесах бестиарий быстро перестанет напрягать и монстров можно будет «ложить пачками».
В этом мире дутые автомобили 50-х соседствуют со смартфонами и шагающими роботами, а также с магией, демонами и невероятными существами. Его хочется исследовать, хочется возвращаться в игру снова и снова, и там, где не справился сюжет, отлично работает визуальный стиль. Через него, в совокупности с болтовней четырех друзей создается подлинное ощущение фантастического роад-трипа и приключения и даже отсутствие полноценного управления машиной не кажется таким уж и большим минусом. Я вообще доверил это дело Игнису, чтобы он меньше ворчал.
Сложно представить, как роскошную Регалию можно загнать в какую ни будь степь или болото. И не нужно этого делать, ведь у нас есть чокобо, на которых мы с ветерком доберемся до самых отдаленных уголков. Езда на чокобо – никого не оставит равнодушным и передвигаться на них гораздо увлекательней, чем на автомобиле. Это еще один «крючок», на который подсаживает игра.
Графика в игре хороша. На моем телевизоре с двух с половиной метров картинка выглядит потрясающе. Я придираться не буду, в игре подобного масштаба точно будут размазанные и подгружающиеся на ходу тени, и текстуры. Располагайтесь на нормальное расстояние от экрана и ничего этого уже не заметно. Степи, леса, озера, реки, мосты, антураж магазинчиков и кафе выглядят реалистично. Дизайнеры очень детально и скрупулезно создавали окружающий мир; он ощущается как настоящий, а вода, клубы дыма погодные условия выглядят очень достоверно.
Реалистичность игрового мира не могла не сказаться и на визуальных эффектах. Они очень скромные по рамкам классических JRPG, в которых с небес ослепляя светом тысяч солнц могут падать мегатонны камней что в итоге отнимет лишь одну треть здоровья у врага. В «финалке» такого нет. Огонь здесь горит, лед замораживает, а молнии — это всего лишь электрические разряды.
Правда, при своей неказистости, урон от магических эффектов огромный. Особенно, если приготовить правильное зелье. На первоначальных уровнях всего двумя зельями можно «вынести» вперед ногами практически любое чудовище или толпу монстров. Не обошлось в игре без саммонов и анимация тотальной аннигиляции всего живого в пределах поля боя как раз заставляет вспомнить те самые классические JRPG.
Дисбаланс магических и физических атак очень влияет на бои с толпами монстров и особенно битвы с боссами и демонами. Мало того, что боевая система в игре представляет собой двухкнопочный слешер, так еще и наличие пары-тройки магических пузырьков заставляет почувствовать себя богом на поле боя. Можно без проблем «выносить» монстров и демонов 30-х уровней одними только пузырьками с магией, конечно, если верно определить уязвимость врага к стихиям.
Физические атаки в игре завязаны на нажатии/зажатии кнопки атаки. Еще есть кнопка уклонения, благодаря которой боевая система превращается в аналог ведьмачьего «удар-перекат» и она также не работает в толпе. Элементы тактики в ведение боя вносит возможность отдавать команды напарникам и телепорт. При помощи телепорта можно подлететь к врагу с дальней дистанции и нанести внезапный удар, а затем молотить кнопку атаки чтобы запустить короткое комбо.
Помимо атакующего телепорта, можно перескочить на какой ни будь валун или строение, чтобы выйти из боя и пополнить очки маны и снова телепортироваться к врагам. А еще можно заполнить шкалу Оруженосца и после его активации зажать кнопку атаки. Тогда Ноктис будет кромсать врагов с удвоенной скоростью нанося урон всеми видами доступного королевского оружия. Оруженосец очень мощная штука и он хорошо помогает в затяжных битвах с боссами, особенно под конец игры.
Приемы, которые можно прокачивать в соответствующем меню также помогут в битвах с сильными соперниками. Напарники могут нанести сокрушительный удар или выстрел и Ноктис может присоединиться к атаке, если вовремя зажать кнопку. Кроме того, есть приемы, которые могут существенно усилить атаки Ноктиса. Мой любимый прием активируется у Игниса. Он придает нашему клинку силу той стихии к которой уязвим враг и увеличивает урон.
Для успешного ведения боя, также настоятельно рекомендуется носить с собой максимально возможный запас эликсиров, противоядий, перья феникса и всевозможные усилители, которые добавляют ловкости или сил. И когда я говорю о максимально возможном запасе зелий, я не имею ввиду 10-15 штук. Возьмите в пять раз больше. Вы и не заметите как быстро они закончатся.
Усилители, нужно использовать как катализаторы при создании магических зелий и некоторые из них создают стихийные эффекты огромной силы и радиуса поражения. Одни усилители могут придать магической атаке отравляющий эффект, другие дальность и дополнительную силу поражения или добавить в рецепт цепочку взрывов, ударов молнией. Не забывайте, что Гладиолус и Игнис будут постоянно получать от них урон, так как чаще всего именно они находятся на передовой.
Менеджмент усилителей, противоядий и лечебных зелий очень важная часть боевой системы, ведь нужно быть готовым вернуть себя или друга в бой после пойманного крита, а если сражаться оружием королей, которое непрерывно пожирает очки здоровья запас зелий должен быть огромным. Вам может показаться громоздким, все что я описал, но поверьте, управление и ведение боя очень легкое и доступное.
Если мы говорим о Final Fantasy, нельзя не упомянуть музыкальное сопровождение. По крайней мере так всегда заверяли мои друзья и ярые фанаты серии. Музыка в финалках божественная, говорили они. Они даже обменивались плейлистами лучших треков из разных частей. В Final Fantasy 15 всем фанатам преподнести приятный сюрприз, ведь кататься по миру на роскошном авто можно под музыкальные треки из предыдущих частей серии.
Мелодии можно покупать в магазинах и слушать, разъезжая по дорогам королевства. Сама музыка в игре исполнена в различных жанрах и некоторые мелодии точно найдут свое место в плейлистах игроков. Композиции в игре, как и огромный игровой мир предрасполагают к глубокому погружению и страшно представить, как ощущалась бы игра с тем примитивным саундтреком, который сейчас пишут для большинства игр. В общем, послушайте сами. Не шедевр, но уровень очень высокий.
Вердикт.
Пожалуй, впервые я встретился с игрой, которая до последних глав вызывает столько сомнений. Пятнадцатая финалка получилась очень противоречивой, в ней на каждое удачное качество игры приходится два, а то и три минуса, которые просто нельзя не заметить. У игры слабый сюжет, проблема с камерой в коридорах и пещерах, которая полностью рушит игровой процесс, мало масштабных сюжетных роликов, банальные и унылые побочные задания, очень мало NPC, здесь нечего почитать, негде изучить историю мира, историю войны или событий прошлого, а ближе к окончанию игра и вовсе превратится в бесконечное блуждание по поезду да коридорам фабрики демонов. Для игры 2016-го года минусы существенные, однако они не смогли испортить общего благоприятного впечатления. В мир «финалки» затягивает всерьез и надолго. Я рекомендую Final Fantasy 15 к покупке.
Итоговая оценка – 8/10
Плюсы:
– Богатый на приключения, исследования и наблюдения мир
– Динамичная боевая система
– Классный визуальный стиль
– Классный саундтрек и возможность слушать мелодии из предыдущих частей
– Достоверное ощущения дорожного путешествия
– Рыбачить здесь нереально круто. Я терпеть не могу рыбалку, но провел у воды очень много времени.
– Синди просто королева автосервиса.
Минусы
– Слабый сюжет и неубедительные персонажи
– Банальные сайд квесты
– Дисбаланс физических и магических атак
– Проблемы с камерой в коридорах и пещерах
– Долгие загрузки.
Галерея снимков экрана: