Героизм по Джеймсу Ганну – мнение о фильме «Супер»
Оригинальное название: Super
Год выхода: 2010
Режиссер: Джеймс Ганн
В ролях: Рэйн Уилсон, Эллен Пейдж, Лив Тайлер, Кевин Бэйкон, Нейтан Филлион, Майкл Рукер, Шон Ганн
Спрос рождает предложение. И если тебе, юный любитель супергероев, надоело постоянное самокопание Человека-Паука и блистательность Супермена, рано или поздно ты откроешь для себя мир сатиры и пародии. Несомненно, «Пипец» – один из ярчайших представителей жанра. Но он такой не один — есть ещё «Хэнкок», «Мегамозг», «Супергеройское Кино», «Человек-Метеор» и прочие. Только «Зелёного Шершня» к ним относить не стоит — это просто комедия про супергероя, который, к слову, появился, когда Бэтмена ещё в проекте не было.
Джеймс Ганн, ныне опальный режиссёр «Стражей Галактики», тоже в своё время деконструировал образ парней в латексе, которые прячутся под масками и спасают мир. И сегодня мы посмотрим, что из этого вышло.
Чёрная комедия повествует об обычном парне Фрэнке, в жизни которого было всего две радости — свадьба и случайная помощь полицейскому в поимке преступника. Конфликт строится на том, что некто Жак уводит у нашего героя его жену Сару, только вот Фрэнк не желает с этим мириться. И просит бога помочь разобраться в своих чувствах и найти способ вернуть супругу. И тут его озаряет (не без участия местного телегероя по прозвищу Святой Мститель в исполнении Нейтана Филлиона), что он может надеть костюм и избивать плохих парней, которые продают наркотики и занимаются непотребствами с несовершеннолетними. И называться он будет гордо — Багряный Болт!
Ганн всеми возможными способами пытается порвать все присутсвующие в супергероике шаблоны. Герой здесь скрывает лицо под маской, но продолжает ездить на личном автомобиле с зарегистрированными номерами; сам рисует очень плохие эскизы костюма; берёт пример со странного (местами идиотского) христианского шоу, где детей учат тому, что оргия это плохо, и не стоит поддаваться искушениям дьявола. Высмеивается также один из жанрообразующих стереотипов — герой всегда должен оставлять своего противника в живых. Фрэнку это по барабану — обычно он сразу бьёт преступника гаечным ключом по лицу, но иногда может скинуть кирпич на голову, подтверждая тем самым нетленные слова мессира Воланда.
Немногим позже к нему присоединяется помощник. Это ещё один распространённый для комиксов приём — у супергероя должен быть подросток-напарник. Нас же читают дети. Пусть у Бэтмена будет выводок Робинов, у Супермена — Джимми Ольсен, у Зелёной Стрелы — Спиди, у Кэпа — Баки и далее, далее, далее. Вот и у Багряного Болта появляется то ли Болтик, то ли Гаечка. Под маской скрывается едва успевшая стать совершеннолетней девушка Либби, продавщица из магазина комиксов. В это же время Фрэнк узнаёт, что тот самый Жак — торговец наркотиками, и он использует Сару (кстати, бывшую алкоголичку) для тестирования всякого рода порошков. И свежеиспечённый дуэт, собственно, решает положить этому конец.
Примерно на этом месте у фильма начинаются проблемы. На мой взгляд, Джеймс Ганн зря попытался втиснуть в чёрную комедию, которая получалась у него «на ура», то, что роднило бы фильм с типичной супергероикой. Такая же задача в своё время сгубила «Пипца» — он превратился из сатиры на жанр в представителя этого самого жанра. Но сделал это плавнее и уже во второй части. В итоге Фрэнк из колоритного персонажа превращается в подобие Карателя. Даже имена у них одинаковые, что забавно. При том, что этот антигерой ярче и многогранней, Багряный Болт на его фоне выглядит вторично. Режиссёр не смог выдержать баланс между деконструкцией поп-культурного архитипа и попыткой покопаться в психологии насилия, которое порождает другое насилие. Из-за этого темп повествования стал рваным и неинтересным. Визуально (но не сюжетно), динамика сохранилась, так как в финале должна быть красивая битва. Это тоже клише. С ним легко мириться, так как в большинстве случаев оно выполняет свою задачу отлично. Но я ведь пришёл смотреть не кино «на серьёзных щах», а сатиру. На мой взгляд, у Ганна достаточно таланта, чтобы сделать эту историю лучше.
Масла в огонь может подлить отсутствие интереса к происходящему за пределами поля зрения Фрэнка. Персонажи Лив Тайлер (Сара) и Кевина Бэйкона (Жак) — не более, чем просто функции, которые могли бы сыграть на руку фильму, если бы не вышеобозначенная проблема. Первая — типичная «девушка в беде», второй — главный, но всё равно незначительный антагонист. Играть-то они играют, но прописаны, честно говоря, скучно. Зато Рэйн Уилсон (я видел его в кино впервые), Эллен Пейдж (я уже говорил, что люблю эту актрису?) и Нейтан Филлион спасали весь фильм своей харизмой. Отличная химия между Фрэнком и Либби была нарушена лишь однажды, в совершенно ненужной постельной сцене.
Что у фильма не отнять — отличную стилистику. Некоторые звуки, например, появляются на экране в виде надписей — совсем как в комиксах. Кино сделано с большой любовью к культуре рисованных историй как таковой. Но опять же, «Супер» — фильм исключительно для фанатов. Ганн берёт лучшее от предшественников. Комикс Kick-Ass, на котором основан «Пипец», вполне мог послужить одним из источников вдохновения, хотя работы в итоге получились совершенно разными. Нейтан Филлион уже был карикатурным злодеем у Джосса Уидона в «Музыкальном блоге Доктора Ужасного», и эта эмоциональная привязка работает особенно хорошо. И если бы локомотив таланта режиссёра в какой-то момент не сошёл с рельс после поворота не туда, получилась бы околоидеальная жанровая картина, а не «совсем не обязательное к просмотру кино».
Плюсы:
- Отличная идея
- Главные герои и Нейтан Филлион
- Визуальная стилистика, отсылающая к комиксам
- Фильм на самом деле смешной
Минусы:
- Уход от разрыва клише к клишированности
- Отсутствие интереса ко всему, что происходит на заднем плане
- Рваный и скучный финал