Эксклюзивная паутина – обзор Spider-Man
Вне всяких сомнений, Человек-паук – один из самых популярных супергероев за всю историю существования комиксов. Впервые появившись на страницах журнала Amazing Fantasy в 1962 году, этот персонаж полюбился как детям, так и взрослым. Вряд ли в то время художники Стэн Ли и Стив Дитко представляли себе, что создали настоящую легенду, о которой в будущем будут снимать замечательные фильмы, анимационные сериалы и разрабатывать многочисленные видеоигры. Первая игра про Спайди, к слову, вышла в далёком 1978 году для 8-разрядных домашних компьютеров. Но сегодня речь пойдёт не о классике, а об эксклюзиве, не так давно вышедшем для консоли PlayStation 4, и являющимся на текущий момент лучшей игровой адаптацией истории «дружелюбного соседа».
Студия Insomniac Games хорошо знакома нам благодаря таким франшизам, как Spyro the Dragon, Ratchet & Clank и Resistance. С японской компанией Sony этого разработчика всегда связывали тёплые дружеские отношения, даже несмотря на периодический выпуск мультиплатформенных проектов и эксклюзивов для платформ-конкурентов (я имею в виду Sunset Overdrive). На этот раз перед ребятами из Insomniac стояла непростая и крайне ответственная задача: создать игру о Человеке-пауке, используя свой многолетний опыт разработчика, современные графические технологии, а также учитывая текущие тренды игровой индустрии. При этом нужно было угодить многомиллионной армии фанатов Спайди, чтобы никого не разочаровать в итоге. Получилось ли у них угодить всем и каждому? Вряд ли. Но игра в итоге всё равно вышла просто замечательной!
Spider-Man образца 2018-го года минует момент появления на свет супергероя и сразу переносит нас на восемь лет вперёд со «дня укуса». В то время, когда Питер Паркер уже является опытным борцом с преступностью, ходит на свидания с рыжеволосой Мэри Джейн Уотсон и поддерживает пожилую тётушку Мэй, работающую в благотворительной организации. Несмотря на то, что у игры есть основная сюжетная линия, ведущая игрока вперёд к неизбежной развязке, разработчики то и дело вплетают в историю новых персонажей, хорошо знакомых поклонникам оригинальных комиксов. Причём, сделано это крайне грамотно, благодаря чему новые действующие лица идеально вписываются в события, разворачивающиеся на экране. При этом история не привязана к уже вышедшим фильмам, конкретным комиксам и существующим видеоиграм. Она полностью самобытна и оригинальна. Разумеется, чтобы понять многочисленные отсылки и найти все спрятанные в игре «пасхальные яйца» неплохо было бы хорошенько ознакомиться с первоисточником, но даже игроки, знакомые с Человеком-пауком исключительно благодаря голливудским фильмам, останутся игрой довольны.
С первых секунд игра восхищает той любовью и вниманием к деталям, с которой разработчики подошли к своему делу. Перемещение Спайди по городу реализовано настолько круто, что хочется часами летать на паутине среди сверкающих небоскрёбов и перепуганных голубей, то взмывая высоко в небо, то, едва не задевая спешащих по своим делам пешеходов и стоящие в нью-йоркских пробках автомобили. Главный герой потрясающе анимирован, благодаря чему каждое его движение выглядит максимально правдоподобно и впечатляюще. Полёты из пункта «А» в пункт «Б» будут отнимать у вас немало времени, но реализовано всё это настолько великолепно, что процесс ничуть не надоедает и не прекращает развлекать игрока на протяжении всей игры. Конечно, вы всегда можете воспользоваться быстрыми перемещениями, когда Спайди спускается в подземку и садится на поезд, но стоит ли лишать себя удовольствия от свободы полёта? Система радиовышек (куда ж без неё?) позволит вам открыть карту девяти огромных районов города и отметить на ней многочисленные точки интереса. Все предметы и миссии в игре подсвечиваются автоматически, что позволяет избежать необходимости их поиска вслепую. Однако мне показалось, что игра от этого ничуть не проиграла, а лишь стала комфортнее.
Постановка некоторых сцен настолько впечатляет, что искренне хочется аплодировать стоя. Работа камеры и оптические трюки, размах происходящих на экране событий, потрясающие спецэффекты, актёрская игра виртуальных героев – всё выполнено на высочайшем уровне, что в очередной раз демонстрирует невероятное качество ААА-эксклюзивов для платформы PlayStation 4, как это уже было в случае с Detroit: Become Human, God of War и Horizon Zero Dawn. Время от времени у меня складывалось впечатление, что я смотрю полноценный фильм, но потом приходилось спохватываться и вновь тыкать кнопки геймпада, когда сюжетная сцена завершалась. И да, в игре присутствуют пресловутые QTE (Quick Time Events), но они всего лишь приятно дополняют без того насыщенный возможностями игровой процесс, а не составляют львиную его долю. Управление в игре поначалу кажется слегка перегруженным, но со временем к нему привыкаешь, после чего перестаёшь путаться во множестве кнопок и их комбинаций. Приходит осознание, что реализовано всё наилучшим образом и сделать иначе разработчики просто не могли, не пожертвовав при этом частью способностей главного героя.
Боевая система заслуживает того, чтобы рассказать вам о ней отдельно. В основном Спайди атакует своих противников в ходе рукопашных схваток и уворачивается от атак в моменты, когда вокруг его головы появляется полупрозрачный белый ореол, символизирующий «паучье чутьё». Не стоит забывать, что Питер Паркер – персонаж с моральными ценностями, поэтому он принципиально никого не убивает, а лишь обездвиживает, вырубает, либо сдаёт сотрудникам полиции Нью-Йорка. Поэтому сразу забудьте о летальных видах оружия и привыкайте к паутине во всех её проявлениях. Вы можете мгновенно подтянуть главного героя к противнику и двинуть ему в челюсть ногой, но не имеете возможности оторвать ему голову, как это сделал бы Кратос из God of War. Эжекторы паутины являются незаменимыми в бою и помогают обездвиживать врагов и вырывать из их рук винтовки. С их помощью можно поднять в воздух какой-нибудь тяжёлый ящик и со всего размаха разбить его о голову растерянного бандита. Другими словами, паутина в этой игре – наше всё.
Простыми кулачными боями и стрельбой из эжекторов боевая система не ограничивается. У Спайди есть специальная шкала концентрации, накапливающаяся в ходе боя при условии, что вы осуществляете успешные серии атак и не даёте противникам ранить себя. Концентрация позволяет осуществлять особенно мощные приёмы, зажимая комбинацию кнопок на геймпаде. Мало того, что атаки эти невероятно зрелищны с художественной точки зрения, так они ещё и моментально выводят врага из строя. Причём, чем выше уровень вашей концентрации, тем выше урон, наносимый противникам. В игре есть различные специальные приёмы, когда в дело идёт окружение: стены, уступы, лестницы и так далее. Спайди сможет обрушить на противников строительные леса или столкнуть их с крыши, ловко развернув висящую на кране стальную балку. Можно запустить в них электрощитом, вырванным из стены, тем самым парализовав врагов на какое-то время. Всегда внимательно изучайте то, что находится вокруг вас, ведь практически каждый предмет может стать серьёзным подспорьем в пылу боя.
Костюм Человека-паука также играет очень важную роль в бою. Всего в игре 25 костюмов, а с выходом DLC игроки будут получать всё новые и новые комплекты одежды. У каждого из них есть базовая функция, например, «боевая концентрация», повышающая уровень концентрации главного героя, или «звук тишины», когда противники впадают в панику и не способны звать своих товарищей на подмогу. Помимо основной функции у костюма есть три слота для функций дополнительных. Здесь всё зависит исключительно от ваших пожеланий. Вы можете повысить устойчивость костюма к рукопашным атакам или же превратить его в бронежилет, защищающий вас от выстрелов. Набор подобных улучшений достаточно обширен, поэтому их комбинации позволят настроить костюм максимально индивидуально. Спайди использует в борьбе с преступниками многочисленные гаджеты, каждый из которых можно улучшать по мере прохождения игры. Тут вам и электропаутина, и дрон-паук, и паутинные бомбы, и даже левитационная матрица, подбрасывающая врагов высоко в воздух и делающая их беззащитными. Гаджеты выбираются из специального кругового меню прямо во время боя. Время при этом замедляется, давая вам возможность неспешно найти подходящее для той или иной ситуации устройство.
Прокачка непосредственно главного героя выглядит следующим образом. По мере того, как растёт ваш опыт, растёт и уровень Спайди. Очки умений, получаемые при этом, вы можете тратить на развитие навыков, разделённых на три дерева. Первое носит название «Инноватор» и к нему относятся швыряние врагов при помощи паутины, выбивание оружия из их рук и бесшумные атаки ничего не подозревающих врагов. Вторая категория навыков «Защитник» концентрируется на идеальных уклонениях, атаках, ускоренном наборе концентрации и добивании нескольких противников одним ударом. Третья категория носит название «Паутинная праща» и, как понятно из названия, сосредоточена на паутинных атаках, дополнительных трюках в воздухе, увеличении дальности и урона атак. Как развивать своего персонажа лучшим образом – я вам точно не подскажу. Но, думаю, что каждый игрок найдёт индивидуальный подход к прокачке и настроит протагониста на свой вкус.
Есть определённая категория игроков, которых хлебом не корми, дай только чего-нибудь пособирать в ходе прохождения игры. В Spider-Man вы можете фотографировать достопримечательности Нью-Йорка и искать разбросанные по всему городу рюкзаки Спайди, внутри которых помимо элементарных безделушек, напоминающих ему о прошлом, можно обнаружить вполне полезные вещи. Также вы будете коллекционировать аудиозаписи и выполнять многочисленные тесты (пробежать по стенам 5000 метров, преодолеть 250 препятствий с помощью паркура, сбросить 100 врагов со зданий и т.д.), за каждый из которых вам даётся дополнительный опыт. За всё это вы будете получать специальные жетоны, потратить которые можно на улучшение оборудования и костюма главного героя. Жетоны также дают за предотвращение преступлений, на которые вы будете натыкаться случайным образом, летая над улочками «Большого яблока». Подобно серии Far Cry, вы сможете зачищать вражеские базы от преступников, тем самым делая родной город безопаснее и чище. Ну а если вы любитель скоростных забегов, то можно пойти на поводу у таинственного злодея, который заминировал несколько районов Нью-Йорка и дал Спайди немного времени, чтобы обнаружить и уничтожить взрывчатку.
В игре присутствуют stealth-эпизоды, когда вам придётся действовать бесшумно, не привлекая к себе внимания противников. Причём, в некоторые моменты скрываться будет нужно обязательно, иначе вы элементарно провалите миссию, но в большинстве случаев вы сможете сами решить: пойти в лобовую атаку или действовать незаметно. Перемещаясь по стенам и потолочным балкам, Спайди выводит противников из строя одного за другим, стремительно подтягивая их паутиной вверх, прикладывая лбом обо что-нибудь твёрдое и оставляя висеть в виде смешных коконов. В том случае, если враги перемещаются группами, можно отвлечь одного из них каким-либо шумом (выстрелив паутиной в стену или уронив коробку), отделив его от остальных, после чего вывести из игры. Подобные механики наверняка понравятся любителям проходить игры максимально скрытно, продумывать каждый последующий шаг и разрабатывать стратегию «тихой победы».
Очень приятно наличие в Spider-Man многочисленных мини-игр, которые разбавляют и без того перенасыщенный игровой процесс. Например, чтобы активировать радиовышку, придётся подбирать правильную частоту радиоволны. Нужно починить какой-либо сломанный прибор? Ещё одна головоломка: перенаправляйте электрическую цепь с учётом напряжения, используя набор специальных блоков. В какие-то моменты придётся использовать спектральный анализ, чтобы установить, что за химические соединения используют суперзлодеи в своих кознях. Порой игра подбрасывает вам ещё более нетривиальные головоломки. К примеру, понадобится правильно собрать орнамент на стене, чтобы открыть тайную дверь, или же исследовать все доступные улики в помещении и выяснить, где спрятаны важные документы. Всё это очень удачно вплетено в сюжет и по-настоящему дополняет игровой процесс, делая его ещё более увлекательным.
Визуальная составляющая игры – просто песня! Разработчики создали потрясающе красивый открытый мир, который хочется исследовать от начала и до самого конца. Игра изобилует яркими эффектами, красивым освещением и отражениями, грамотной работой с оптикой, сменой погодных условий и прочими красотами, от которых ваши глаза будут широко распахиваться с завидным постоянством. Вне всяких сомнений, перед нами самая красивая видеоигра про супергероя на сегодняшний день. Да, большинство игроков сравнивают Spider-Man с серией Batman: Arkham от Rocksteady Studios, но лично мне кажется, что эти игры очень разные. Да, они про супергероев, да, в них присутствует большое количество рукопашных поединков. Но, всё же, Spider-Man мне как-то ближе. Вероятнее всего из-за замечательного юмора главного героя, делающего происходящее на экране лёгким и воздушным. Игры про Бэтмена суровы, мрачны и депрессивны, как и подобает историям издательства DC. Хотя, безусловно, на всё найдётся свой ценитель.
Англоязычная озвучка персонажей – замечательна. Русский дубляж мог бы быть ощутимо лучше, так как голоса актёров и качество игры нравились мне не всегда. С другой стороны, непритязательные игроки наверняка будут рады такому качеству локализации и не заметят изъянов. С русскоязычным интерфейсом есть небольшие проблемы, так как я несколько раз натыкался на некорректный перевод тех или иных фраз и на мелкие ошибки. Но всё не так уж плохо, как могло бы быть. Играть я вам рекомендую исключительно в качественной стереогарнитуре, потому что только так вы сможете насладиться всеми звуковыми нюансами и проникнуться атмосферой Нью-Йорка в полной мере. Что же касается музыки – ситуация с ней меня несказанно порадовала. За музыкальное сопровождение игры отвечает композитор Джон Паесано, написавший музыку для телесериалов «Защитники», «Сорвиголова», а также для игр Detroit: Become Human и Mass Effect: Andromeda. С музыкой в Spider-Man действительно полный порядок. Композиции замечательно подчёркивают события, происходящие на экране и поддерживают необходимый накал страстей.
Минусы у игры, разумеется, тоже есть. Во-первых, Spider-Man активно использует многочисленные клише и идеи других проектов с открытым миром. Те же упомянутые ранее вышки для открытия карты, зачистка вражеских баз, коллекционирование предметов и так далее – всё это мы уже видели миллион раз. Но, опять же, а как обойтись без подобных элементов в современной игровой индустрии? Ещё один минус – слишком однотипные боссы. Нет, боссы сами по себе достаточно разнообразные, но вот битвы с ними в большинстве своём схожи друг с другом. Это может серьёзно расстроить некоторых игроков. Город Нью-Йорк, несмотря на свою яркость и огромный размер, при ближайшем рассмотрении может показаться слишком упрощенным, так как большую часть времени вы видите его с огромной высоты. К примеру, прохожие выглядят ужасно, если посмотреть на них в упор. Это сразу бросается в глаза. Кого-то могут разочаровать повторяющиеся однотипные второстепенные задания, генерирующиеся случайным образом, пока вы путешествуете по городу. Им откровенно не хватает глубины и увлекательности. С другой же стороны, в игре есть весьма качественные миссии, позволяющие отвлечься от прохождения основного сюжета. Пусть их и не так много, как хотелось бы, но, как мне кажется, выпуск DLC исправит этот недостаток. Продолжительность игры составляет около 20 часов, но лично я считаю, что это совершенно нормально, поэтому к минусам данный факт относить категорически не хочу.
Плюсы:
- Лучшая на текущий момент игра про Человека-Паука. Точка.
- Сценарий игры увлекателен, самобытен и тщательно сбалансирован.
- Вы встретите множество хорошо знакомых по комиксам персонажей.
- От полётов Спайди над Нью-Йорком просто захватывает дух.
- Невероятная визуальная составляющая и шикарная анимация.
- Постановка некоторых сцен заставляет подбирать челюсть с пола.
- Боевая система проработана до мелочей и невероятно зрелищна.
- Тщательно продуманное и очень отзывчивое управление.
- В игре огромное количество пасхалок, мини-игр и головоломок.
- Отличный саундтрек за авторством композитора Джона Паесано.
- Добрый юмор, вносящий в игру атмосферу непринуждённости.
Минусы:
- Большинство игровых механик позаимствованы из других проектов.
- При ближайшем рассмотрении Нью-Йорк уже не так впечатляет.
- Слишком примитивные и часто повторяющиеся случайные миссии.
- Битвы с боссами могут разочаровать некоторым однообразием.
- Придётся ждать DLC, чтобы получить от игры максимум удовольствия.
Удачной ли получилась игра Spider-Man? Да, определённо. Не без недостатков, разумеется, но это вне всяких сомнений лучшая игра про Человека-паука из всех существующих. Она порадует, как поклонников оригинальных комиксов, так и людей, любящих фильмы и видеоигры про супергероев. Кстати, это первая игра, официально одобренная компанией Marvel. Впервые в видеоигре можно видеть логотип издательства в самом начале, ранее такой чести никто не удостаивался. А один из глав компании настолько впечатлился демонстрацией проекта, что даже решил купить себе консоль PlayStation 4, хотя раньше видеоиграми не увлекался от слова «вообще». Великолепный видеоряд и постановка, отличные музыка и звук, всеми любимые персонажи (в том числе и суперзлодеи!), прекрасная анимация, удобное управление, огромное количество мини-игр, второстепенных заданий, головоломок, а также сюжет, изобилующий неожиданными поворотами – вот то, за что можно полюбить Spider-Man всем сердцем. Не сомневайтесь в покупке этой игры, в итоге она отобьёт каждую потраченную на неё копейку.
Итоговая оценка 4,5/5
Благодарим Sony за предоставленную копию игры.