Обзор Expeditions: Viking – Нелёгкий путь викинга
Жанру “ролевых” игр уже не один десяток лет. Разработчики ежегодно пытаются удивить нас чем-то новым, однако по-настоящему хорошие RPG выходят далеко не так часто. Редкие представители жанра без труда могут утянуть на добрую сотню часов, лишив вас сна и заставляя всё время повторять: “Ну сейчас, ещё один квест и пойду отдыхать”, – а в итоге очнуться утром за пару часов до рабочей смены. Expeditions Viking, о которой сегодня пойдёт речь, удаётся загонять игрока в подобные ситуации, заключая в себе всё необходимое для звания отличной “ролёвки”. Но, не будем с самого начала забегать далеко вперёд.
Начинается Expeditions Viking довольно трагично. Отец вашей семьи, глава клана, будучи храбрым воином, но не очень умелым правителем, отправляется в набег на берега Британии. Там, в охоте за славной добычей, он погибает в битве. Теперь дух отца покоится с миром в Вальхалле, а вам предстоит взять власть в свои руки и привести свой народ к величию. Далеко не все желают, чтобы вы восседали на троне, а потому обстановка вокруг стоит напряжённая. Клан в упадке, да и жизнь подчинённых далека от роскоши. Неудивительно, что соседи уже начинают хищно коситься на практически беззащитную деревушку. Необходимо срочно что-то предпринять, а вот что именно – решать именно вам! Можно собрать мощную армию, найти могущественного союзника, либо вовсе развить настоящую торговую империю. Родные острова для этих целей конечно не подойдут, а вот близлежащая Англия, пожалуй, сгодиться. Туда-то и отправляется наш герой со своими хирдманами.
Сюжет игры прост и не блещет особыми изысками, тем не менее, история побуждает продвигаться дальше, а за развитием характеров персонажей и их взаимоотношениями в отряде наблюдать крайне интересно. Бродя по просторам локаций, соотрядовцы общаются друг с другом, шутят, вспоминают истории из детства.
Expeditions Viking основана на исторических событиях, происходивших в Британии VIII-го века. Здесь вам не удастся встретиться с ледяными великанами или эльфами, хотя без мистики тоже не обойдётся. Смотрится она вполне канонично и ни коим образом не портит логику происходящего. В общем и целом, даже привередливые геймеры останутся довольны историей, от которой стоит ожидать добротной повести о викингах с политическими интрижками, но не более того.
Expeditions Viking в лучших традициях жанра неоднократно преподносит игроку ситуации, в которых придётся сделать определённый выбор. Позже эти решения напрямую скажутся как на развитии главного квеста, так и на подчинённых, в большей или меньшей степени. Практически любое задание можно завершить несколькими способами. К примеру, однажды я пришёл в небольшую деревушку, расположенную недалеко от гробницы, в которой по легендам находятся несметные богатства. Все, кто проникал туда, больше не возвращались обратно, поэтому местные жители с трепетом охраняют, по их мнению, “священное” место. Можно недолго думая ринуться в атаку и сразиться с превосходящими силами противника, заодно испортив отношение с поселенцами, но лучше отправится к местному священнику. Тот объяснит, что для прохода в гробницу необходимо сделать жертвоприношение духам, обитающим в ней. После разговора вас подзывает к себе сын этого самого священника и предлагает свой талисман, увидев который, стражники без проблем пропустят ваших воинов внутрь кургана. За свою услугу юноша естественно просит долю и, надо отметить, немалую. В итоге я обнаружил на севере отдыхающего у костра вора, прикончил его и вознёс бренную душу нечестивого к богам. В такие моменты невольно начинаешь задумываться о повторном прохождении игры, дабы иначе разыграть ситуацию.
Немаловажное значение уделяется характеристикам и темпераменту главного героя. Его предлагают создать в самом начале. Редактор в плане внешнего вида протагониста не блещет разнообразием. На выбор предоставляются заранее подготовленные авторами лица и некоторые элементы персонализации, всего 5-6 штук. Можно изменить телосложение, пол и тому подобное. Настоящее раздолье начинается при распределении навыков. Их здесь тьма-тьмущая, и все они дают определённые эффекты или способности. Бездумно прокачать всё и сразу не получится, следует сосредоточиться на чём-то конкретном. В противном случае герой сможет выполнять большинство задач, да вот только толку от этого особого не будет. Лучше вначале хорошенько подумать, какие цели вы перед собой ставите, а уже после распределять умения. Уровни героев в игре не предусмотрены. За выполнение поручений каждый член хирда получает индивидуальное количество очков навыков, которые тратятся на улучшение уже имеющихся способностей или приобретение новых. Из-за этого, даже передумав со специализацией воина после распределения всех доступных очков, есть возможность в процессе прохождения изменить направление развития.
Есть также и основные характеристики, типа ловкости, силы, проницательности и прочих. Они влияют не только на сам игровой процесс, но и на выбор реплик в диалогах. Прямо как в классических Fallout, рассудительный персонаж без труда сможет договориться с большинством NPC, а ловкий молниеносно вонзит нож в собеседника, который не успеет даже понять, что произошло. В этом плане игра заимствует всё то, что мы больше всего любим в классических RPG, и это просто прекрасно. Благодаря такой индивидуальности героя, каждое прохождение будет разительно отличаться от предыдущего, что ещё больше повышает реиграбельность проекта.
Сражения в Expeditions Viking – дело нередкое. Они проходят в пошаговом режиме и чем-то напоминают помесь “боёвки” из The Banner Saga и Xcom. Всего 6 викингов из группы, включая вас, принимают участие в потасовках. Остальные как бы находятся в резерве, поэтому выбирать напарников стоит с умом. Каждый ход необходимо тщательно продумывать, особенно если предстоит иметь дело с более-менее опытными противниками. Способности персонажей зачастую сочетаются друг с другом и это нужно грамотно использовать. В бою отдельное внимание стоит уделить предметам – горшки с маслом, медовуха или ядовитые шипы дают различные преимущества. Один из воинов бросает сосуд с маслом прямо в группу врагов, после чего лучник натягивает тетиву с горящей стрелой и посылает её в лужу разлитой жидкости. Мгновение, и здоровье недругов опускается до критической отметки.
К слову, как такового “Game Over’а” в игре не предусмотрено. Ваши викинги, получив достаточное количество урона, не погибают, а лишь падают на землю без сознания. Чем дольше они находятся в подобном состоянии, тем более серьёзней будет ранение. Успели за ход-два окончить потасовку? Поздравляем! На лекарство для бойца тратиться не придётся. Не успели? Ну что ж, готовьтесь делать привал, потому как на затягивание ран необходимо время. Если “упал” весь отряд, каждый получит травму той или иной степени, но путешествие через несколько часов, как только все очнутся, всё равно продолжиться. Возможно вас оберут до нитки, забрав с собой всю провизию и ценности, но жизни не лишат никогда, такие уж все вокруг милосердные.
Для того чтобы затянуть раны, подкрепиться свежеприготовленным стейком и отремонтировать потрёпанное в битве оружие, необходимо разбить лагерь. Именно в лагерях ваши хирдманы набираются сил для продолжения похода, охотятся, собирают травы для лечения. Чтобы остановиться на привале, нужно войти в одну из соответствующих зон на карте кампании. Иногда место у костра будет занято стаей волков или бандитов, в таких случаях без драки не обойтись. Время привала делится на четыре смены, в каждую из которых воин может заняться лишь определённой работой. Чем выше уровень ремесла у бойца, тем больше пользы он принесёт. Дабы выжать максимальную выгоду из, скажем, охоты, в одну смену суммарный уровень подготовки у выполняющих задачу бойцов должен быть равен пяти. Если условие не выполнено, процент успеха значительно снизится. Каждый викинг способен выполнить два поручения и при этом хорошенько отдохнуть. Если его перегрузить работой и назначить, к примеру, на три смены из четырёх, хирдман устанет, что отрицательно скажется на состоянии его боевого духа. Лагеря являются одной из главных механик игры и пренебрегать ими точно не стоит.
Отдельное спасибо хочется сказать разработчикам за прекрасно проработанный дизайн. Густые северные леса сменяются мрачными болотами с алтарями для предношений, а те, в свою очередь, деревушками с бревенчатыми избами и городами с королевскими замками. С исторической точки зрения всё выполнено просто на высоте! Вы без труда отличите поселения язычников Дании от деревень Англии, при этом отличатся будет не только сама архитектура, но и предметы быта, выращиваемые культуры, пасущиеся животные. Люди тоже не похожи друг на друга ни манерами, ни повадками на родных скандинавцев, поэтому никогда не покидает чувство, что ты здесь чужой. А если учесть, что вы тэн (правитель) клана, члены которого поклоняются богам иной, нежели “цивилизованные” европейцы, веры, увидев издали отряд вооруженных “дикарей”, многие попросту прячутся в домах или ни при каких обстоятельствах не желают сотрудничать. “Для начала продемонстрируйте свою честь, – говорят вам местные, – А уже после приходите!”. Эта особенность и отличает Expeditions Viking от большинства остальных RPG. К вам относятся как к настоящим варварам, а не как к спасителям всего и вся.
Музыка также прибавляет антуража происходящему. В зависимости от места дислокации вашего отряда, она активно сменяется. В большинстве своём преобладают скандинавские напевы, крайне удачно вплетённые в общий сеттинг игры.
Графика же не блещет особыми изысками, но выглядит приятно и в целом картинка радует глаз. Огорчают долгие загрузки при входе в помещения или новую локацию. Порой совсем не хочется идти сдавать квест, просто потому как осознаёшь, что тебя ждёт в сумме около минуты артов на загрузочном экране.
Камеру не мешало бы тоже исправить. Угол обзора менять нельзя, из-за чего время от времени не удаётся рассмотреть важные детали, необходимые для выполнения задания. Когда персонаж заходит за густую крону деревьев, она не просвечивается, что безумно раздражает и попросту лишает вас обзора. Ещё в минусы можно добавить посредственную оптимизацию, благодаря которой даже на мощных конфигурациях “железа” игра умудряется подтормаживать и кривой перевод на русский язык. Некоторые умения и характеристики не переведены вовсе, имена персонажей иногда превращаются в каракули, а субтитров в катсценах просто нет. Обидно, что к локализации подошли с некой халатностью, но в отличии от вышеперечисленных проблем, она легко исправляется переключением на английский язык.
Вывод: Expeditions Viking – добротная ролевая игра про викингов. Сюжет в ней прост, но за его развитием интересно следить и желание узнать чем же всё закончится удерживает тебя до самого финала. Отыгрыш роли и нелинейность – вот главные заслуги проекта. Станьте настоящей грозой морей, нападающей на всё живое или продемонстрируйте своё благородство, помогая всем окружающим. Какой выберите путь – решать только вам. Никто не осудит и не накажет вас за принятый выбор, разве что собственная совесть.
Игра не лишена недостатков, но они меркнут на фоне всех положительных аспектов. Если вы любите жанр и переносите подобную историческую эпоху – мы с уверенностью рекомендуем погрузиться в это замечательное приключение и на несколько десятков часов выпасть из реальной жизни.
Плюсы:
- Отличная атмосфера
- Прекрасный дизайн
- Простой, но затягивающий сюжет
- Настоящая свобода выбора
- Реиграбельность
Минусы:
- Кривой перевод
- Долгие загрузки
- Посредственная оптимизация
Итоговая оценка: 8/10
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной издателем Logic Artists редакции Bullethell.ru.