Возвращение в дом на холме. Обзор Black Mirror 2017
Мода последних лет на перезапуски, продолжения и переосмысления проникла во все культурные слои и направления. Из небытья извлекли вереницу игр, которые были тщательно очищены от каждой, даже самой мизерной пылинки, и пропущены через жернова современной массовой культуры, ради получения «перерождённого» творения. К добру иль худу особого внимания удостоились игры в жанре «квест» или, как правильно их сейчас называть, «point’n’click adventure». Те, чей рассвет пришёлся на буйные 90-е, а второй виток золотого века – на первую декаду 2000-х, вновь обрели новую жизнь. Каждый по-своему: некоторые в «обновленном» образе, другие, невзирая ни на что, – в самом что ни на есть изначальном, а третьи вынужденно «примерили» законы и стилистику жанра теперь уже «adventure», без всяких наводительно-щёлкательных приставок. Не миновала чаша сия и порождённое чешской мыслью, а позже дополненное двумя продолжениями «немецкого качества», поместье «Black Mirror», которое вновь готово принять очередного незадачливого наследника.
История серии началась в 2003 году, благодаря небольшой чешской студии Future Games, подарившей миру мистическую, в чём-то банальную, в чём-то незаконченную, а где-то откровенно противоречащую себе самой первую историю семейства Гордон. Этот проект можно ругать, им можно восторгаться, но основное он сделал: возродил интерес и веру в жанр квестов. Финал игры оставлял гораздо больше вопросов, чем хотелось бы, что давало надежду на продолжение. Которое пришлось ждать шесть лет, и вышло оно из-под пера немецкой студии. А ещё через пару лет появилась третья часть, завершившая трилогию. Нельзя сказать, что дилогия из продолжений оказалась сильнее оригинала, немцы в то время клепали что попало и как попало, сюжет их оказался интригующее бессмысленный, как сосиски из советского гастронома: нет-нет, да картон чувствовался.
И вот, спустя ещё шесть лет с выхода последней игры и 14 с появления первой, нам решили рассказать историю заново. Стоит отметить, что «Чёрное зеркало» 2017 года – это не обновление старой сюжетной ветки, а полностью переосмысленная история. Впрочем, начинается она так же, как и оригинал: последний из живых отпрысков клана Гордон прибывает в семейное гнездо, чтобы вступить в наследство, оставшиеся от погибшего родственника. А древние силы, возможно злые, всячески пытаются свести главного героя, если не в могилу, то уж точно с катушек. Иии… всё – это последний связанный кусок сюжета, который встретится на вашем нелёгком пути. Но обо всём по порядку.
Первое, что бросается в глаза – это стилистика игры и характер игрового процесса. Перед нами так называемый трёхмерный квест – мы можем относительно свободно передвигаться по дому и окрестностям, взаимодействуя с тем, с чем нам дают повзаимодействовать. Сам дом и его окружение достаточно неплохо проработаны и реализованы, я бы даже сказал – с любовью, если этот оборот вообще применим к данной инкарнации «Черного зеркала». Но вот заявить подобное о главном герое язык не поворачивается. Смотря на результат работы 3D-дизайнера и на эскизы этого же героя, а потом на образ, созданный специально для короткометражной заставки, закрадывается мысль: «а был ли мальчик?!», другими словами – наброски персонажа нарисовали до или после создания его модели, и за что он так провинился перед создателями игры? И если бы он был один такой, но есть и другие персонажи, выполненные с таким же любовным отвращением – рассматривая в главном меню дополнительные материалы по игре, ты не всегда можешь без подписи определить кто ж перед тобой нарисован.
Сам дом (и его окрестности) чересчур запутаны. Приумножив это на скудное освещение и перетемнённые локации, мы получим бесконечные блуждания по особняку в поисках нужной комнаты… что совершенно не прибавляет настроения.
Всё это было бы не так плачевно, если бы соблюдалась атмосфера, присутствовали интересные загадки и прочие мини-игры. К сожалению, единственная атмосфера в игре – «я гуляю по старому, темному, запутанному замку, постоянно налетая на предметы интерьера и пропуская нужный поворот». Ни пришедшего в упадок особняка и окружающих его территорий, ни городка, что начал жить своей жизнью, плюнув на владельцев земли, ни психушки, наводящей ужас одним своим видом. Ничего этого нет, лишь невнятный дом, в котором хозяева с неплохим достатком экономят на свечах. Ближе к концу игры атмосфера вообще скатится в фарс, навеивая воспоминания о работах одного небезызвестного немецкого режиссёра. Загадки просты, тут даже не надо быть образованным или хоть сколько-нибудь внимательным к деталям. Скорее требуется осмотреть объект интереса со всех сторон и потыкать во все доступные точки. Немного текста, чуть удивления и странной анимации и вуаля – загадка решена. А если захотите свалить из зоны с активными заданиями, так вас просто не пустят: сначала решите/осмотрите, что осталось, а потом давайте, шевелите булочками прочь. Мини-игры же не менее занудны, как и всё остальное, особенно раздражают детективно-расследовательские «фишки»: вольной мыслью создателей было решено, что излишне близкое знакомство с объектами исследований смертельно опасно, так что периодически придется побегать от них туда-сюда-обратно, чтобы ненароком не пасть смертью идиота. Я намеренно не говорю конкретики, если вы решитесь сыграть, то нет необходимости портить вам впечатление от и так нехитрого игрового процесса.
Наверное, атмосферу можно было бы соблюсти и поддержать, добавив текстовые и графические материалы в дневник главного героя, сделав некую связанную историю происходящего с выдержками и зарисовками, чтобы игрок мог проникнуться происходящим. Возможно, тогда бы происходящее в финальных локациях можно было бы объяснить. Но нет, даже этой малости создатели нас лишили. Они вообще всего лишили, оставив непонятные куцие обрубки игрового интерфейса. Зачем он нужен, если он больше тормозит и отвлекает от игры – так и осталось загадкой. На консолях игроки столкнутся с ещё одной проблемой – оптимизация управления. Стрелки направления вызывают разные аспекты меню, но управлять в пределах этого меню приходится стиком. Зачем-то добавлено переключение между разделами этого самого меню, к тому же повешено оно на передние кнопки R и L. Часть кнопок вообще не задействовано, а подсказку по раскладке можно найти только в главном меню. Стоит дополнить плеяду проблем с управлением тем, что оно относительное наследуемое. Это означает, что по выведению стика вверх, ваш персонаж пойдёт вперёд, при смене направления стика вправо или влево – в выбранную сторону относительно текущего направления движения. Но все это произойдёт, только если вы не зажали направление или не перебежали в другую локацию. В подобном случае, несмотря на смену угла камеры, а следовательно и расположения переходов и точек взаимодействий, изначальное направление движения будет зафиксировано, пока вы не отпустите стик. Порой это очень осложняет передвижение, а порой «загоняет» персонажа в двери, ведущие в прошлые комнаты.
Но всё меркнет на фоне самой главной проблемы Black Mirror – перед вами переполненная глюками и багами предрелизная сборка игры, которая, к тому же, не оптимизирована. На обычной PS4 переходы между локациями занимают от 10 до 30-40 секунд (а где-то и больше). А теперь представьте, что ходить вы будете постоянно, а ряд коридоров особняка сделаны чисто ради красоты: 70% игрового времени вы тратите на загрузку. Эту игру можно пройти за 3-5 часов, но загрузки добивают это количество до 10-12. В добавок к этому: анимация персонажей «ползёт» и реагирует неадекватно, главный герой постоянно натыкается на «невидимые» предметы интерьера, полигоны расползаются, освещение глючит, а нацелиться на точку действия – целое искусство. Перед нами финальная бета, которую до релиза нужно исправить парочкой крупных обновлений, но пока этого никто не сделал.
Огромным плюсом игры можно считать наличие русской локализации текстом. Все мало-мальские элементы игры переведены, вот только сделано это так же криво, как и все остальное: примерно 10% текста в игре не переведено вообще, ещё 5% без субтитров в принципе, а часть фраз перевода имеет мало общего с оригинальной речью.
В итоге ситуация плачевна: сюжета у игры нет, есть шпала событий, это даже не сюжет. Атмосферы нет, герои плоские, локализирована частями, постоянные глюки текстур, невидимые полигоны, мешающие двигаться, страшные персонажи, совсем не похожие на свои концепты (по крайней мере главный герой). В ходе прохождения на консоли «Чёрное зеркало» два раза вылетала с ошибкой. И самое главное: 70% времени ты ждёшь пока подгрузится следующая локация.
Играть в неё в таком виде нельзя, да и не стоит на самом деле. Лучше в оригинал переиграйте, его хоть и ругали, но в сравнении он в десятки раз лучше, чем это «произведение искусства».