Восемь по цене одного – обзор Octopath Traveler
Жанр японских ролевых игр в последние годы переживал не самые лучшие времена. Но, несмотря на то, что JRPG утратили прежнюю популярность, в игровой индустрии всё ещё остались люди, лелеющие надежду вернуть классическому жанру былое величие. Среди этих людей двое талантливых продюсеров Масаши Такахаши и Томоя Асано из издательства Square Enix. Именно они создали замечательные игры Bravely Default и Bravely Second, вселившие в меня веру в ренессанс изжившего себя жанра. Сегодня я расскажу вам о их новой игре для консоли Nintendo Switch с необычным названием Octopath Traveler.
Признаться, я всегда был фанатом 2D-графики в японских ролевых играх. И когда мои любимые серии вроде Star Ocean, Suikoden или Final Fantasy перебирались в трёхмерные полигональные миры, это вызывало во мне вполне понятное чувство отторжения. Мне куда приятнее аскетичный визуальный ряд Tales of Phantasia, нежели какой-нибудь современной Tales of Vesperia. И, хотя, многие современные игроки со мной наверняка не согласятся, я остаюсь верен своим вкусам. В старых 16-битных играх чувствовалась душа, они очаровывали своей эстетикой и атмосферой. В современных JRPG всего этого я найти не могу, как ни стараюсь. Square Enix неоднократно предпринимала попытки возродить жанр, вдохнув в него дух «старой школы». Японцы даже открыли новую студию Tokyo RPG Factory, которая полностью сосредоточилась на создании классических ролевых игр.
Octopath Traveler – игра, созданная совместными усилиями внутренних подразделений Square Enix и знаменитой японской студии Acquire, подарившей нам серии Tenchu, Shinobido и Way of the Samurai. Помимо всего прочего, эти ребята в своё время создали отличную игру What Did I Do to Deserve This, My Lord?, эстетика которой отсылает нас во времена, когда о консоли SNES мечтал каждый российский школьник. Возможно, именно поэтому продюсеры Square Enix выбрали их в качестве разработчика следующего, во многом экспериментального проекта. Оказался ли эксперимент удачным? И да, и нет. Octopath Traveler радует глаза и душу, однако страдает от ряда не совсем понятных дизайнерских решений и откровенных недоработок. Но, давайте обо всём по порядку.
Как вы уже поняли из названия, игра предлагает нам на выбор восемь уникальных персонажей, каждый из которых преследует свои личные цели. Чем-то подобный подход напомнил мне старую ролевую игру SaGa Frontier для Sony PlayStation, где игрок также мог взять на себя управление одним из семи главных героев. При этом, их истории тесно переплетались между собой, и на протяжении всего прохождения вы то и дело натыкались на остальных протагонистов, спешащих куда-то по своим делам. Разработчики Octopath Traveler не стали изобретать колесо и воспользовались идеями, зародившимися в далёких 90-х. Они не стесняются черпать вдохновение в классике, поэтому в интервью открыто заявляют, что их детище является духовным наследником Final Fantasy VI и других легендарных JRPG.
Теперь поговорим подробнее о каждом из восьми путешественников. Олберик – закалённый в многочисленных боях рыцарь, смыслом жизни которого становится месть за убитого короля, которому он служил. Альфин – молодой аптекарь, стремящийся облегчить страдания людей и безвозмездно помогающий всем тем, кто попал в беду. Тресса – жизнерадостная торговка, оставившая отчий дом ради того, чтобы повидать мир и найти свой смысл жизни. Примроуз – обольстительная танцовщица, разыскивающая людей, убивших её отца, когда она была ещё совсем ребёнком. Терион – скрытный вор, который волею судеб должен отыскать несколько легендарных драгоценных камней, разбросанных по всему миру. Хаанит – охотница, пытающаяся спасти своего пропавшего учителя. Сайрус – учёный, разыскивающий древний фолиант, пропавший из библиотеки. И Офилия – жрица, отправившаяся в продолжительное паломничество, полное удивительных приключений.
Лично я начал своё прохождение игры в роли Трессы, но потом смекнул, что со временем оставшиеся семеро героев также окажутся в моей команде. Вы можете менять состав своей партии в тавернах, после чего проходить сценарии остальных протагонистов в том порядке, в котором вам захочется. Другими словами, все восемь историй можно полностью раскрыть всего за одно прохождение игры. Было бы свободное время и желание. С другой же стороны, истории некоторых персонажей менее увлекательны, чем остальные. Поэтому, скорее всего, проходить их все у вас не возникнет желания. Чувствуется, что над Octopath Traveler работали сразу несколько сценаристов и некоторые из них с задачей справились не самым лучшим образом. Тем не менее, игра стоит того, чтобы её тщательно изучить и пройти её хотя бы за двух-трёх героев. На прохождение у вас может уйти от 60 до 70 часов, а вот чтобы полностью раскрыть все секреты этой JRPG понадобится часов 120.
Очень важной частью игрового процесса являются умения и таланты главных героев. Умения (Path Actions) – это способы взаимодействия путешественников с NPC, которых они встречают на своём пути, а также с окружающим миром. Все умения делятся на благородные и преступные. Например, Тресса умеет торговать с людьми, покупая у них достаточно редкие предметы, а вот воришка Терион идёт вопреки морали и просто ворует ценности у прохожих. Тресса поступает правильно, однако порой для успешной торговли необходим определённый уровень или внушительная сумма денег, зато её совесть чиста. Териону же всё нипочём, зато если его поймают на краже – репутация в данном населённом пункте резко ухудшится. И восстановить её можно будет лишь за деньги у местного трактирщика. Он начнёт распускать о персонаже добрые слухи, и люди вновь начнут относиться к вам хорошо. Выбрать путь добра или зла – решать вам. В этом разработчики не накладывают на нас никаких ограничений.
Умения в игре реализованы достаточно интересно и сильно разнообразят игровой процесс, привнося в жанр что-то новое. Например, аптекарь Альфин умеет выуживать из людей ценную информацию: он может узнать, как добиться скидки в магазине, где в деревне закопан ценный предмет и так далее. А воин Олберик умеет вызывать людей на дружественный поединок, тем самым получая дополнительный опыт и ценные предметы. Есть у каждого персонажа ещё и таланты. Терион способен вскрывать даже самые сложные замки, Тресса время от времени находит на земле потерянные кем-то деньги, Хаанит приручает животных, с которыми сталкивается в путешествиях, а затем использует их в бою против врагов. Сайрус видит слабости противников, а Альфин умеет варить целебные зелья и отвары. Освоившись с системой умений и талантов, вы придёте к выводу, что это замечательное и очень ценное нововведение для жанра.
Помимо основной профессии каждый герой может обзавестись второй дополнительной. В этом случае он, как и в играх серии Bravely, обретает возможность применять в бою навыки обоих классов, а также управляться с новыми типами оружия. Комбинируя профессии между собой, вы сможете собрать по-настоящему мощную и максимально сбалансированную команду бойцов. Расстроил меня, разве что, тот факт, что те персонажи, что в данный момент находятся вне партии, не прокачиваются вместе с основными. Это очень грустно, учитывая высочайший уровень сложности. Чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем более требовательнее игра к вам становится. Когда вы путешествуете в одиночку, сражаться с боссами можно без каких-либо опасений, но чем больше героев в вашей команде, тем более высокий уровень требуется для выполнения заданий. Игра динамически адаптируется к тому, насколько вы сильны, причём, практически всегда вам придётся тщательно качаться на протяжении долгих часов, чтобы соответствовать сильным противникам. Необходимость прокачки порой сильно напрягает, с другой же стороны, многие игроки любят развивать своих персонажей в RPG. Для них Octopath Traveler будет настоящим праздником жизни.
Поговорим о боевой системе. Octopath Traveler сочетает в себе элементы классических JRPG с нововведениями современных видеоигр. Пошаговые битвы здесь соседствуют с механиками, впервые представленными в игре Bravely Default. Герои в бою могут воспользоваться одним из двух доступных им видов оружия, специфическими для своих профессий навыками, использовать предметы или же попытаться сбежать с поля боя. Как я уже говорил ранее, у каждого противника есть слабые места, обозначенные клеточками со знаком «?». Некоторые враги питают слабость к конкретным видам оружия, например, к мечам или кинжалам, а другие боятся определённых видов магии. Как только вы обнаружили слабость, значок «?» сменяется на соответствующее изображение. Нанося атаки по «ахиллесовой пяте», вы снижаете уровень защиты противника и, как только он достигает нулевой отметки, монстр на один ход теряет сознание. Воспользуйтесь этим моментом, чтобы нанести ему максимальный урон и прикончить. Ещё одна интересная боевая механика носит название «Режим усиления» (Boost). Каждый ход ваши персонажи получают по одному «очку усиления» (BP), максимальное количество которых может достигать пяти. Очки эти можно использовать для того, чтобы совершить дополнительные атаки, нажимая кнопку R. Нечто подобное мы с вами видели в Bravely Default и Bravely Second. Расходовать бонусные атаки нужно с умом, продумывая стратегию боя на несколько ходов вперёд. Благодаря этому игра раскрывается перед нами с совершенно другой стороны, делая каждую битву увлекательной и максимально тактической.
Карта открытого мира игры достаточно просторна. Континент Орстерра позволит игрокам побывать в очень живописных местах: от дремучих лесов и залитых солнцем пустынь до ледяных равнин и загадочных мрачных пещер. Если вы хотите отвлечься от прохождения основной сюжетной линии, всегда можно уделить время выполнению второстепенных заданий или «историй», как они называются конкретно в этой игре. В ходе своих странствий вы будете встречать самых разных людей, которым потребуется ваша помощь. Выполнять эти задания предлагается разными способами, используя умения ваших персонажей. Можно просто уничтожать всех, кто стоит на вашем пути к цели, или же проявить смекалку и добиться своего, используя хитрость.
Визуально игра выглядит просто великолепно! Разработчики использовали Unreal Engine 4 со всеми его инновационными графическими технологиями, но при этом использовали стилистику 16-битной эпохи. Подобный подход получил название HD-2D. Очаровательные спрайты персонажей в низком разрешении и стильно анимированные декорации выглядят невероятно гармонично, но всё это дополняется красивейшими спецэффектами, глубиной резкости и продвинутой системой освещения. Я долго любовался колышущимися волнами, переливающимися в лучах заходящего солнца, и бликами от фонаря на стенах подземелий, полных ужасных монстров и сокровищ. Да, некоторых современных игроков, избалованных реалистичной трёхмерной графикой, такой подход может отпугнуть, однако поклонники классических JRPG 90-х годов будут просто счастливы. В этом я уверен на все 100%.
Диалоги в игре озвучены лишь частично. В основном мы слышим голоса главных героев в сценах основных сюжетных линий. В остальном же, персонажи лишь частично выражают свои эмоции короткими восклицаниями, как это сегодня модно в японских ролевых играх. Голоса и качество игры англоязычных актёров мне понравились не очень. Как-то без задора они своих героев озвучили, без искорки. Поэтому, диалоги звучат сухо и невыразительно. А вот музыкальное сопровождение от композитора Ясунори Нишики (Gravity Rush 2, Terra Battle 2 и аниме Granblue Fantasy), напротив, произвело на меня очень сильное впечатление. Музыка создаёт правильную атмосферу и передаёт внутреннее состояние персонажей. У каждого населённого пункта и протагониста есть собственная музыкальная тема. Спустя некоторое время я понял, что мелодии эти отлично врезаются в память, но при этом не раздражают, даже несмотря на то, что часто повторяются.
Как я уже говорил, игра не лишена досадных недостатков и откровенных недоработок. Взять хотя бы не самую удобную навигацию. Порой очень сложно понять, куда вам нужно идти в тот или иной момент времени. Карта мира очень условна, а многочисленные развилки дорог (не забывайте, что мир изначально полностью открыт для исследования) лишь сбивают с толку. Ещё одна проблема кроется в трёхмерных декорациях. Когда персонаж заходит за какое-либо препятствие – игрок перестаёт его видеть и иногда это сильно дезориентирует. Также из-за этих же декораций просто не видишь некоторых проходов и начинаешь блуждать меж трёх сосен, как слепой котёнок. С другой же стороны, разработчики наполнили локации огромным количеством скрытых путей и тайников с сокровищами. Интерфейс игры тоже порой вызывает некоторые вопросы. Шрифты могли бы быть несколько крупнее, так как в портативном режиме на экране Nintendo Switch читать их не очень удобно.
Плюсы:
- Восемь персонажей и восемь отличающихся друг от друга историй.
- Великолепная 16-битная графическая стилистика эпохи SNES.
- Проработанная до мелочей глубокая боевая система.
- Инновационная система умений и талантов персонажей.
- Огромный мир, открытый для исследования.
- Множество скрытых проходов и тайников.
- Замечательное музыкальное сопровождение.
Минусы:
- В основе игры лежит жестокая и беспощадная прокачка.
- Сюжеты некоторых персонажей откровенно скучны.
- Порой не совсем понятно, куда нужно идти дальше.
- Озвучка персонажей оставляет желать лучшего.
Поклонники жанра, изголодавшиеся по «былым временам», прослезятся от нахлынувшей ностальгии и той любви, с которой разработчики подошли к воссозданию атмосферы наших любимых игр 90-х. Ещё одна отличная японская ролевая игра в библиотеке консоли Nintendo Switch и повод для многих сомневающихся уже, наконец, приобрести себе эту приставку. Как поклонник двухмерных JRPG я остался игрой очень доволен, даже несмотря на некоторые её огрехи и недостатки. Но плюсы в данном случае сильно перевешивают минусы, поэтому на них со временем просто закрываешь глаза. Игра заслуживает вашего пристального внимания и определённо стоит своих денег. Всё это вселяет надежду на то, что издательство Square Enix будет продолжать двигаться в выбранном направлении и окончательно вернёт жанру JRPG былую славу. Пока японцы всё делают правильно.
Итоговая оценка 4/5
Благодарим Nintendo Россия за предоставленную копию игры.