Скрытая звезда мира инди-игр – обзор Touhou 16
В 1996 году японский игропром подарил нам много легендарных игр, ставших родоначальниками культовых игровых серий и медиафраншиз, например, первые игры в серии Pokémon, Resident Evil, а также первая трёхмерная игра про Марио и даже легендарная тамагочи. Но немногие знают, что этот год дал старт крупнейшей в мире серии инди-игр, или, как их называют японцы, додзи игр (同人ゲーム) – Touhou Project.
Первая игра серии, 東方靈異伝 ~ The Highly Responsive to Prayers, была представлена публике в ноябре 1996 года на фестивале Хатояма, а разработана была ещё в 1995 году, однако старт продаж начался только на Комикете-52 в 1997 году. За 21 год серия разрослась до впечатляющих размеров: более 160 персонажей, 16 основных игр, 10 игр-спин-оффов, 2 любительских аниме, неисчислимое количество музыки и манги.
Создатель серии, ZUN, собственноручно в одиночку делал только игры основной серии, а разработку спин-оффов он только консультировал. Все игры основной линейки, кроме самой первой, выполнены в жанре даммаку, он же shoot ’em up, он же bullet hell (хех, какая ирония). Они славятся своей сумасшедшей сложностью, особенно на уровне Lunatic. Первые 5 основных игр созданы для японских компьютеров NEC PC-9801, а все остальные – для обычных PC. Большинство спин-оффов также являются эксклюзивами Windows, за исключением файтингов 東方深秘録 ~ Urban Legend in Limbo, 東方憑依華 ~ Antinomy of Common Flowers (также доступны на PlayStation 4), Touhou Kobuto V: Burst Battle и «рогалика» Touhou Genso Wanderer (обе игры вышли на PC, PS4, PSVita, PSVR и Switch)
Мы не будем обозревать все игры, рассмотрим только свежую, 16 игру основной серии, 東方天空璋 ~ Hidden Star in Four Seasons, которая была выпущена на дисках 11 августа 2017, а 17 ноября стала первой игрой серии, доступной в Steam. При этом, иногда я буду сравнивать игру с предыдущими частями.
Сюжет
Действие этой игры, как и любой другой игры серии, происходит в Генсокё – вымышленной местности, где рядом с обычными людьми также обитают феи, ёкаи (духи) и прочие магические существа. Эта местность находится где-то в Японии и много веков назад была огорожена от внешнего мира Хакурейским барьером (названным так из-за того, что единственный проход через него находится в храме Хакурей).
Сюжет каждой игры серии нельзя назвать банальным или повторяющимся, но он всё же довольно прост: происходит некий катаклизм, и главные герои идут с этим разбираться, каждый по отдельности. В этот раз в Генсокё перепутались времена года – вокруг храма Хакурей цветёт сакура, на Горе ёкаев уже середина осени, в Магическом лесу идёт снег — хотя на самом деле сейчас середина лета. По неизвестным причинам феи обрели огромную силу и вышли из-под контроля. Этот инцидент не мог не остаться без внимания героинь, и они отправились расследовать его причины.
Игровой процесс
В игре традиционно есть 4 уровня сложности: лёгкий, средний, сложный и лунатик. Среди фанатов серии играть на лёгком считается неприемлемым, но если вы играете впервые, то вам этот уровень может оказаться как раз (я играл и на лёгком, и на лунатике, но не смог пройти дальше третьего босса, как бы ни старался). В игре 4 играбельных персонажа, которые довольно неожиданным образом символизируют 4 времени года (4 сезона):
Также, наряду с основным сезоном, «привязанным» к каждой героине, нам дают выбрать второстепенный, от которого будут зависеть дополнительные возможности персонажа. Их также 4, и они тоже названы по временам года, и их эффект одинаков для каждой героини.
В игре нет никаких лишних «примочек», вводимых в прошлых в прошлых играх серии, да и сам ZUN в одном из интервью сказал, что он стремился воссоздать «лёгкие и свежие ощущения», чтобы «вернуться к истокам с проектом, в который просто весело играть». У него это получилось, играть действительно приятно. Графика в играх основной линейки не меняется с момента перехода в 2007 году на новый движок, используемый и поныне, музыка всё также приятна, но не отвлекает от игры.
Игровой процесс представляет из себя классический bullet hell, его ощущения трудно передать через видео и ещё труднее — через скриншоты. Играть в это намного веселее, чем смотреть, но вот вам, для примера, немного геймплея за каждого персонажа на уровне сложности “Лунатик”:
И вот, для сравнения, что из себя представляет самый лёгкий уровень сложности при игре на самом лёгком персонаже (потому что самонаводящиеся пули — это почти читерство):
мне честно очень стыдно за то, как плохо я играю
Перевод
Официально и дисковая, и цифровая версии доступны только на японском (названия самых нужных элементов интерфейса продублированы на английском), но фанаты уже сделали патч, добавляющий в игру различные языки, в том числе и русский (пока что только в дисковую версию, но в ближайшее время они наверняка напишут патч и для стим-версии).
Цена
В Steam игра стоит 360 рублей, что является вполне справедливой ценой за такую отличную инди-игру. Эта версия поддерживает сервис Steam Cloud, в котором сохраняются ваши настройки, результаты и скриншоты, в остальном она аналогична дисковой, которая, кстати, стоит в различных интернет магазинах около $20 (1180 рублей) + доставка.
Вердикт
Многим фанатам серии игра не понравилась, но мне она подарила несколько часов веселья. Если вы хотите плотно влиться в “тусовку” тохофанов, то вам лучше начать с шестой, десятой, тринадцатой или пятнадцатой игры серии. Если же вы не хотите так глубоко вгрызаться в эту область японского игропрома, то смело можете присмотреться к этой игре.