Мимолётное виденье – обзор RiME (Nintendo Switch)
Далеко не все игры заставляют задуматься о мире, что нас окружает, и уж точно редкий проект меняет взгляд игрока на моральные или жизненные ценности. Такие игры, как правило, не особо популярны. Понять все сюжетные перипетии в них получается далеко не всегда, а общая картина происходящего чаще всего складывается из мелких фрагментов истории лишь ближе к развязке. Не привлекает рядового пользователя и размеренный игровой процесс, не перенасыщенный экшеном. Тем не менее, ICO, Journey, The Last Guardian и другие подобные им произведения находят свою аудиторию: ту, что ценит глубину авторской мысли и любит поразмышлять над пережитым ещё некоторое время после прохождения.
RiME – как раз нечто подобное. Здесь всё пропитано недосказанностью, а неизведанный мир наполнен тайной. Но стоит доиграть до финала, и вы взгляните на пройденную историю с иного ракурса, в полной мере осознав глубину задумки сценаристов. Игре есть за что сделать серьёзные замечания, её есть за что пожурить, но пережив это приключение от начала и до конца, вы оставите в памяти только положительные впечатления.
«Это история маленького мальчика, очутившегося на берегу большого необитаемого острова. Пожалуй, это всё, что вам нужно знать на первых порах», – как бы говорит игра и отправляет нас прямиком «в открытое плаванье». Кто вы? Почему вы очутились совершенно один на этом странном берегу? Что делать дальше, и в чём ваша цель? На эти и многие другие вопросы никто не собирается давать ответ, по крайней мере в ближайшее время. Остаётся лишь самому выстраивать догадки, выискивая крупицы знаний в окружающей действительности, чтобы хоть как-то объяснить происходящее. При этом с каждой минутой новых необъяснимых вещей становится всё больше и больше: на территории всего острова тут и там возвышаются древние полуразрушенные строения, голос мальчика способен воздействовать на таинственное синее пламя, им же можно активировать голубые кристаллы, хранящие в себе некую энергию. Какая сила скрыта в безымянном юном герое? Кто возвёл все эти магические сооружения? Возможно вы узнаете истину, но сейчас ещё не пришло время…
Спустя некоторое время наступает момент знакомства с нашим главным другом и спутником в этом неизведанном мире – милым рыжим лисёнком. И пусть он не сразу привыкает к мальчику, доверительные отношения между персонажами образуются весьма скоро. Лисёнок – не Трико из последнего творении Фумито Уэды (речь идёт о The Last Guardian). Он не способен защитить вас от угрозы или спасти от падения. Этот маленький четвероногий друг может лишь указать дальнейший путь, и после раствориться в пространстве, и оставив вас наедине с собой, а через пару мгновений вновь появиться из ниоткуда. Лис скорее поддерживает игрока морально. Он не даёт проявиться в полной мере чувству полного одиночества и безысходности. Он – лучик света, ведущий вас к цели. Однако из-за его редкого взаимодействия с героем, сильно привязаться к лисёнку не успеваешь даже по прошествии большей части приключения.
Сюжет RiME расскажет о вечных ценностях: о жертвенности, о добре и зле, о смерти и душе. С каждой найденной частицей паззла вам будет всё интереснее и интереснее погружаться в исследование мира игры, изучать его, узнавать всё больше о герое, строить собственные догадки касательно происходящего. Несмотря на кажущуюся размеренность, ваше путешествие не будет ровным и мирным. Скорее напротив, примерно с середины игры атмосфера становится тревожной, сковывая игрока постоянным напряжением. За 5-6 часов неторопливого прохождения она не успевает надоесть, но за это время даёт игроку все ниточки, ведущие к пониманию рассказанной истории, а напоследок дополняет её новым поворотом, который заставляет по новому взглянуть на происходившее перед вами. Это один из тех немногих финалов, что оставляет после себя приятное чувство удовлетворения и богатую пищу для дальнейших размышлений.
Слушать игру так же приятно, как и следить за слабо уловимым течением событий. Дэвид Гарсия, приложивший своё перо к написанию музыкальных композиций, справился со своей непростой задачей целиком и полностью. Каждая локация, событие, переживание героя – всё здесь находит отражение в музыке. Мелодия на берегу океана вдыхает свежесть и лёгкость морского бриза, в пещере, полной враждебности и опасности, она ещё сильнее наращивает угнетение и тревогу, а в моменты, когда вы достигаете своей цели, нарочито поднимает дух ярким победоносным крещендо. Музыка настолько гармонична, что её присутствия почти не замечаешь. Зато когда начинаешь вслушиваться, поражаешься мастерством композитора.
Погружают в атмосферу и вездесущие звуки природы: пение птиц, шум прибоя, порывы ветра, колыхающие листву. Они вдыхают жизнь в будто бы навсегда застывший поток времени. Вообще, RiME внимательна к мелочам. По стенам пещер взад и вперёд бегают ящерицы, над островом витает множество чаек, в гнёздах которых можно найти и случайно раздавить крошечные яйца, по пляжной косе не спеша прогуливаются крабы. Благодаря этим крохотным, едва заметным с первого взгляда вещам, складывается живая и естественная картина окружающего мира.
Несмотря на это, стилистически игра выглядит довольно просто. Технология селл-шейдинга, используемая авторами, делает картинку несколько минималистичной, но в то же время невероятно привлекательной. Чем-то графика даже напоминает последнюю “Легенду о Зельде”. Пейзажи, насыщённые разнообразием красок и лишённые излишних деталей, выглядят просто потрясающе. Первые несколько часов палец непрерывно тянется к кнопке “Capture” на геймпаде, чтобы запечатлеть очередной завораживающей красоты вид. Особенно чудесно окружение смотрится на закате. Разработчикам удалось реализовать смену дня и ночи в реальном времени, так что взглянуть на одни и те же места получится как при свете солнца, так и под покровом звёздного полотна.
На механике света завязаны некоторые из головоломок, где нужно правильно отбросить тень на специальные магические датчики, открывающие дальнейший путь. Ещё один вид загадок основан на совмещении отдельных контуров предметов в единое целое. Нашлось место и задачкам, использующим силу голоса главного героя. Головоломки – неотделимая часть основного приключения, пусть и довольно простая. В силу небольшой продолжительности игры надоесть они не успевают.
Но, к сожалению, далеко не всё в RiME так радужно и идеально. Впечатления от прохождения сильно портит просто ужаснейшая оптимизация. На Nintendo Switch частота кадров в некоторых местах падает ниже плинтуса, до 4-5 FPS. Чаще всего подобные торможения происходят в заскриптованных моментах или катсценах на движке игры, временно превращающихся в настоящее слайдшоу. Основной геймплей тоже не радует своей стабильностью. Если в закрытой пещере планка FPS может держаться на стабильных 60 кадрах, то при выходе на обширные пространства с множеством объектов на экране частота падает до 15-20 кадров в секунду. После патча первого дня ситуация несколько улучшилась, но весьма незначительно. Подобные огрехи попросту недопустимы в финальной версии, а потому очень обидно, когда из-за слабой технической составляющей падает мнение об игре и команде разработчиков в целом.
Раздражают также некоторые проблемы с управлением и анимацией. Кнопка взаимодействия с предметами и механизмами появляется не сразу, а только спустя секунду-две, перемещаясь по уступу, персонаж, по необъяснимым причинам, может отказаться двигаться дальше, иногда он не желает цепляться за скалу и так далее. Эти недостатки порой заставляют сильно нервничать. Возникает желание бросить прохождение к чертям, но сюжетная интрига и интерес увидеть, что же будет дальше, заставляют пересилить эти порывы гнева и продолжить приключение.
Сначала история мальчика, сопровождаемого его маленьким пушистым другом, покажется странной и непонятной. Чуть погодя, она затронет актуальные темы повседневности, используя аллегорию в отвлечённых образах. В конце же, все ниточки свяжутся друг с другом, образуя единое полотно, и пережитое на экране шестичасовое путешествие приобретёт свою цельность и завершённость. Осадок от слабой технической составляющей останется где-то позади. У вас появится желание продолжить исследование этого мира, чтобы найти все секреты, раскрыть все тайны, и, наконец, дополнить сложившуюся картину недостающими фрагментами.
Опробовать RiME стоит как минимум из-за великолепно продуманного сюжета. И нет, это не означает, что вам придётся плеваться на протяжении всего прохождения, в ожидании спасительного эпилога. Здесь есть на чём остановить свой взор, а сам мир игры действительно интересно исследовать. Создавая иллюзию свободы и открытости, он ведёт игрока по прямолинейному коридору, при этом складывается стойкое ощущение, что ты волен самостоятельно выбирать куда направится и что предпринять дальше. Всё это делает творение Tequila Works одним из лучших представителей жанра!