История серии – Crash Bandicoot. Часть 1
Crash Bandicoot. Начало.
Ещё в конце прошлого года компания Sony на своем мероприятии PlayStation Experience представила миру переиздание оригинальных частей Crash Bandicoot для PS4. Сборник получил название Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. Он включает в себя первые три игры, посвященные приключениям забавного, слегка безумного бандикута: Crash Bandicoot, Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back и Crash Bandicoot: Warped. Релиз трилогии запланирован на 30 июня этого года. Почему бы в ожидании выхода обновлённой версии классических игр не вспомнить о зарождении серии и её последующем развитии?Проектов по вселенной Креша насчитывается немало. Появившись на первой PlayStation, франшиза посетила консоли от Microsoft, PSP, Wii, GameCube и даже заглянула на GameBoy. Итак, как же всё начиналось?
Прародители
Начало Crash Bandicoot положила компания Naughty Dog, выпустившая первую часть серии в 1996 году. Студия была основана в 1984-ом двумя студентами, Энди Гэвином и Джейсоном Рубином. Оба подростка увлекались программированием на языках Lips и C++. Они мечтали создать собственную игру, поэтому, недолго думая, создали собственную студию, получившую название “Jam Software”. Их первым совместным проектом становится игра о горнолыжном спорте – Ski Crazed, сделанная буквально за выходные. Вскоре её выкупает и издаёт сторонняя компания, что приносит “Jam Software” их первые 250 долларов.
Первый официальный логотип Naughty Dog
В 1989 году Энди и Джейсон решают переименовать свою небольшую студию в Naughty Dog. В течении нескольких лет они выпускают ещё две игры: приключение Keef of Thief и ролевую RPG Rings of Power, которые не приносят ребятам особой прибыли. Та же участь постигла и Way of The Warriors. Чтобы окупить немалый бюджет проекта в 100.000 долларов и хоть как-то выйти из бесчисленных долгов, Naughty Dog презентуют игру Марку Церни из Universal Studios, дабы тот взял публикацию на себя. Церни соглашается на выдвинутое предложение, но просит парней подписать контракт на три проекта. Ими как раз и станет всеми любимая трилогия.
Персонажи и дизайн.
Идея о создании 3D-платформера пришла к Энди и Джейсону во время поездки из Бостона в Лос-Анджелес. По их задумке, главный герой должен был бежать по узкой локации, прыгать, сражаться с врагами и преодолевать возникающие на его пути препятствия. Подобный дизайн сделал бы уровни динамичными и не дал игроку ни на мгновение заскучать. Из-за того, что камера всё время смотрела персонажу в спину, первоначальное “шуточное” название Crash Bandicoot было “Sonic’s Ass Game”. Утвердив окончательный дизайн игры вместе с Universal, в 1994-ом Гэвину с Рубином дают “зелёный свет”.
Сразу же всплывает вопрос о внешности главного героя. Для этого Naughty Dog нанимают двух опытных художников, Чарльза Зембилласа и Джо Пирсона. Они решили выбрать в качестве главного героя животное, которое является “милым, но по-настоящему плохо известным”. Команда приобрела книгу-руководство по млекопитающим животным Тасмании и отобрала оттуда вомбата, кенгуровую крысу, и бандикута в качестве вариантов для героя для игры. Сначала выбор пал на вомбата, по имени Вилли. Именно так и назывался персонаж первое время. Однако поскольку самим разработчикам он не нравился, вскоре от этой идее отказались, и он стал бандикутом. Было решено, что главный герой будет выглядеть забавно, чуточку неуклюже. Креша посчитали нужным сделать немым. К такому решению Naughty Dog пришли не случайно, ведь персонажей из других игр критики постоянно ругали за то, что их голоса не не соответствовали собственным же образам.
Но ведь куда же приключенческой игре без злодея? Его прообраз появился в небольшой забегаловке, недалеко от штаб-квартиры Universal Studios. В воображении Энди, главный антагонист представлялся злобным ученым с огромной головой, а Джейсону нравился образ, напоминающий хитроумного мышонка Брейна, персонажа одноименного мультсериала тех времен. В итоге сошлись на ученом, добавив его образу немного безумия. Тут же он получил свое имя – Нео Кортекс.
Поскольку главный герой – бандикут, местом для событий игры был выбран австралийский архипелаг. Разработчики ориентировались на создание захваченных природой, заросших со временем ландшафтов. Они работают, стараясь избегать прямых линий и углов. Команда дизайнеров создает огромное количество скетчей для каждого объекта, задолго до того, как они были смоделированы. В процессе работы им было поручено снизить число геометрически верных форм, делая локации более похожими на реальные джунгли.
Проблемы с производительностью.
К августу 1995-го, спустя чуть меньше года с начала разработки, были подготовлены первые три уровня. Naughty Dog решили продемонстрировать своё детище Sony Computer Entertainment за закрытыми дверьми. После показа Джейсон Рубин осознал, что локации слишком пусты и игроки со временем начинают скучать. Казалось бы, чего стоит добавить побольше врагов? Но не тут-то было! Мощности первой PlayStation попросту не хватало для стабильной работы в местах, перенасыщенных противниками. Из-за этого аж две локации не попали в финальную версию игры. Пытаясь восполнить эти пробелы, ввели собирание яблок, но и этого оказалось недостаточно. Тогда на уровни были добавлены ящики с фруктами и различными бонусами, а так же коробки с динамитом и кислотой.
Вместе с уровнями менялся и главный герой. Большущая голова Креша и точки на его спине — вовсе не замысел художника, а результат войны с недостатками консоли. Огромный череп появился из-за слишком низкого разрешения, дабы игроки смогли разглядеть глаза и эмоции на наглой рожице. Здоровенные кисти добавили для того, чтобы руки героя не сливались с телом. Что же касается точек на спине, то они помогают лучше воспринимать движения Креша. Именно благодаря ним мы сразу понимаем, какой кульбит совершает зверек. При смерти персонажа, начиналась весьма забавная анимация. Героя сплющивало до размеров консервной банки, либо его душа покидала бренное тело и отправлялась в рай. Всё это делало нередкие смерти в игре не такими удручающими.
Выход в свет
Наконец, спустя практически два года с момента зарождения, Crash Bandicoot добралась до даты релиза. Выйдя для начала в США, 9 сентября, а спустя месяц, 8 ноября, в Европе, игра получила множество хвалебных отзывов от критиков. Дебютную игру серии оценили на 8.5 баллов из 10. Многие оценили неплохую на тот момент графику, но отметили отсутствие каких-либо инноваций в геймплее для жанра.
Сюжет, как и во всех платформерах прост, но тем не менее цепляет своей завязкой. Доктор Нео Кортекс похищает сумчатых зверьков для создания своей армии супер-животных, естественно для захвата мира. Нитрус Брио, старый друг и соперник злодея, помогает улучшить Evolvo-Ray, машину, которая способна увеличить интеллект у животных. Бандикуту предстояло стать лидером в этой армии. Эксперимент проводят, но неудачно, после чего герой становится отбитым на голову. По счастливому стечению обстоятельств, ему удается сбежать, выпрыгнув из окна башни злодея. Девушка зверька, по имени Тавна, остается в крепости. Теперь главная задача Креша – спасти любимую любой ценой. Для этого герою потребуется преодолеть бесконечные трудности на всех островах архипелага и в конце концов победить доктора.
Дабы достигнуть финальной цели, у нашего “безумца” есть несколько приёмов. Он может вращаться волчком, прыгать брюхом на железные ящики, разбивая их, производить подкат. Эти способности не только помогут расправится с противниками, но и собрать все яблоки на уровне. За каждую сотню дают дополнительную жизнь, так что коллекционировать их будет не лишним. Но, это не единственный мотиватор раз за разом разрушать ящики.
Во-первых, в некоторых из них находятся приятные бонусы. Например, маска Аку-Аку. Маска является одним из персонажей игры, помогающих Крешу в его непростой борьбе со злом. Она служит оберегом и принимает на себя одну атаку противника, однако не спасает от падения в пропасть или воду. Если собрать три маски, то Креш станет неуязвимым для всех атак, а враги будут буквально отлетать от него, но лишь на короткое время. В последующих играх серии, Аку-Аку займёт одно из ключевых мест в сюжете.
Так же из ящиков, помещённых на уровни, порой можно выбить специальные символы с изображением Тавны, Нитруса Брио (помощника доктора) и Нео Кортекса. Когда вы соберете три таких символа, Креша перенесут в бонусную локацию. На бонус-уровнях с символикой Тавны можно сохранить игру, а Нитруса или Кортекса, получить специальный предмет. Например, ключ, открывающий доступ к ранее закрытому уровню. При смерти на бонус-уровне, игрок теряет все накопленные там фрукты и жизни, возвращаясь к основой локации.
Во-вторых, если игроку удастся пройти весь уровень ни разу не умерев, он увидит специальный экран. На этом экране подсчитываются все коробки, разбитые при прохождении. Собрал все? Молодец! Получи бриллиант. Бриллианты выступают не только в роли коллекционных предметов. С помощью них можно открывать некоторые секретные места, а собрав все, можно получить доступ к альтернативной концовке. В ней последняя битва с Кортексом пропускается и Креш, спасший Тавну из замка доктора, улетает вместе с возлюбленной на птице. Данная концовка не является каноничной, но в поздних играх серии имеются к ней отсылки.
В игре присутствуют боссы, шесть штук. Однако они не представляют никакой опасности и проходятся проще простого. Чего не сказать об основных уровнях, сложность которых постепенно растёт. После потери всех жизней, игроку предлагается продолжить с начала уровня, либо выйти в главное меню. Так же каждый уровень имел свой уникальный пароль, чего к слову нет в Японской версии.
“Японский” Crash Bandicoot
Быть может вы заметили, что я не упомянул о ней вначале. А всё из-за её кардинального отличия от прочих регионов. Отличия наблюдаются во всём, начиная от дизайна главного героя, заканчивая изменениями в игровом процессе.
Прежде всего это связано с изначальным нежеланием японцев из Sony создавать из персонажа мэскота для своей игровой консоли и пропускать его на японский рынок. Чтобы переубедить Sony, руководитель из Universal попросил перерисовать персонажа прямо во время перерыва на кофе. Буквально за пять минут улыбку Креша сделали не такой агрессивной, чуб уменьшили, а зеленые глаза перекрасили в черные. Преображение удалось. Впрочем, Sony решилась продвигать японскую модификацию Crash Bandicoot только после того, как Naughty Dog согласились внести некоторые существенные изменения в саму игру. В неё добавили шесть сотен подсказок, записанных известным токийским комиком. Они появлялись каждый раз, когда геймер попадал в сложную ситуацию.
Для США Sony организовала большую маркетинговую кампанию, сделав Креша главным действующим лицом серии телевизионных роликов. В одном видео актер в костюме бандикута отправляется в штаб-квартиру Nintendo of America в Редмонде, выходит на парковку возле здания и вызывает на бой итальянского конкурента: «Эй, сантехник с усами, пришел твой самый страшный ночной кошмар». В конце ролика героя выводит с территории компании вежливый охранник.
Crash Bandicoot оказалась крайне успешной для Naughty Dog. Игра продалась огромным на те времена тиражом, став лицом копании Sony. Она не выходила из чарта двадцати самых продаваемых игр на PlayStation в течение двух лет. Она заработала первую в истории награду “Gold Prize” в Японии за превышение отметки 500.000 проданных копий, при этом не являясь японской игрой. Naughty Dog понимали, что останавливаться на этом было бы глупо. Именно поэтому студия незамедлительно приступила к созданию второй части Crash Bandicoot, поговорим о которой мы уже в следующий раз. Благодарим за внимание!