Блеклый финал трилогии – обзор Shadow of the Tomb Raider
Когда в 2013 году произошёл перезапуск легендарной серии приключенческих игр Tomb Raider, многие поклонники франшизы пришли в полный восторг. Основные игровые механики были переосмыслены, а образ протагонистки стал более эмоциональным и глубоким, что позволило лучше раскрыть её характер и внутренний мир. Ведь раньше большую часть мужской аудитории в Ларе Крофт привлекали исключительно её выдающиеся формы, если вы понимаете, о чём я. Игра положила начало трилогии, и в этом году мы, наконец, узнаем, чем же закончится противостояние отважной расхитительницы гробниц и древней организации «Тринити». Получилось ли у разработчиков достойно завершить историю или Shadow of the Tomb Raider всё-таки недостаточно хороша? Сейчас мы во всём разберёмся.
В предыдущих двух играх юная Лара побывала на загадочном японском острове Яматай и в заснеженной Сибири, где она отыскала легендарный город Китеж. На этот раз авантюристка Крофт отправилась в Южную Америку в поисках считавшейся погибшей цивилизации и магических артефактов. Впервые расхитительница гробниц представлена нам не как исключительно положительная героиня. В самом начале игры своими действиями она запускает цепочку событий, которые в итоге могут вылиться в десятки тысяч человеческих жертв. А вот главный злодей игры доктор Педро Домингес (по совместительству – глава организации «Тринити»), напротив, пытается исправить её ошибки и предотвратить серию ужасающих стихийных бедствий. Подобный когнитивный диссонанс, когда роли главных действующих лиц не выглядят столь однозначными, привносит в историю что-то ощутимо новое.
Но, как бы то ни было, даже после того, как из команды разработчиков торжественно выперли писательницу Рианну Пратчетт, которую часто критиковали за откровенно бредовые сюжетные идеи, это не особо помогло делу. Сценарий игры при наличии откровенно неплохих моментов, продолжает хромать на обе ноги и порой вызывает массу вопросов к здравомыслию преемников Пратчетт. Может показаться, что новые игры серии преследует некое древнее проклятие, и как бы создатели не старались порадовать игроков крепкой историей, получается у них это из рук вон плохо. И ведь серьёзно, время от времени история становится откровенно скучной. Возникает ощущение, что сценарий писался впопыхах и исключительно для галочки. Впрочем, в игре всё равно есть несколько достаточно интересных сцен, которые стоит увидеть всем без исключения.
Основные события на этот раз разворачиваются на территории Мексики и Перу, поэтому приготовьте лёгкую одежду, ведь вам придётся пробираться через тропические джунгли в поисках сокровищ и затерянного города Пайтити. Пейзажи в игре просто на загляденье. Любоваться искрящимися водопадами, романтичными рассветами и закатами, а также прекрасной южноамериканской природой можно часами. Несмотря на то, что особого прогресса в плане визуальной составляющей по сравнению с предыдущей игрой я не заметил, художники студии Eidos Montreal потрудились на славу. Они сделали всё, что от них зависело, чтобы очередное приключение Лары Крофт выглядело максимально привлекательно и эффектно. Приятно удивило меня наличие в игре нескольких новых эффектов, например, радуги в том месте локации, где в воздухе висит водная пыль, или же реалистичных следов ног главной героини, увязающих в грязи. Но сразу хочется вас предупредить, уважаемые читатели, что насладиться всеми прелестями графических технологий смогут исключительно обладатели мощных ПК и консолей PS4 Pro и Xbox One X. Мощные видеокарты позволили внедрить в игру HDR, усовершенствованный рендеринг, аппаратную тесселяцию, анизотропную фильтрацию, динамическую растительность в джунглях и многое другое. Версии игры для обычных PS4 и Xbox One ничем подобным похвастать не смогут.
Постановка некоторых сцен также очень впечатляет. Сокрушающие потоки воды, смывающие целые поселения вместе с их населением и попавшей в эпицентр событий протагонисткой просто не могут оставить вас равнодушными. В игру был заложен впечатляющий бюджет более 100 миллионов долларов, благодаря чему завершение текущей трилогии Tomb Raider стало самым крупным проектом канадской студии за всю историю её существования. Размеры игровых локаций значительно увеличились, если сравнивать их с двумя предыдущими играми. Кроме того, они стали менее линейными, за счёт чего проходить их можно разными способами. Разумеется, в игре по-прежнему присутствует возможность скрытного прохождения, когда Лара, подобно персонажу Арнольда Шварценеггера из фильма «Хищник», нападает на врагов из темноты вся перемазанная грязью, или утаскивает зазевавшихся злодеев под воду, где ждёт, пока те захлебнутся. Вообще, меня всегда поражало то хладнокровие, с которым хрупкая девушка убивает десятки противников, при этом не страдая от малейших угрызений совести. Где элементарное «чувство вины» или «посттравматическое стрессовое расстройство»? Спишем этот недостаток на игровые условности.
Разработчики прислушались к замечаниям и пожеланиям поклонников серии, поэтому в их новой игре стало ощутимо меньше перестрелок, но зато больший упор был сделан на исследование локаций, выполнение побочных заданий, а также на поиск и изучение древних гробниц с опасными ловушками. Уж в этом плане создатели игры оторвались по полной. Если сюжетная составляющая отнимет у вас около 13 часов, то на выполнение всех дополнительных миссий может уйти примерно столько же. Головоломки стали на порядок более разнообразными и интересными, а несколько населённых пунктов, разбросанных по игре, изобилуют NPC, с которыми можно общаться и брать у них новые задания. Разумеется, всё это может оттолкнуть тех игроков, которые больше всего ценят в играх именно перестрелки, но как по мне – углубленная исследовательская составляющая идёт игре исключительно на пользу. Отдельно хочется отметить очень серьёзный подход разработчиков в плане воссоздания в игре архитектуры, культурных и религиозных традиций, а также фольклора южноамериканских цивилизаций. Мне всегда нравилось узнавать что-то интересное о далёком прошлом, особенно посредством видеоигр. И в случае с Shadow of the Tomb Raider вы действительно словно переноситесь во времена, когда древние индейские народы главенствовали на территории Мезоамерики.
Прокачка протагонистки похожа на ту, что была представлена в прошлых играх. Дерево навыков разделено на три основные ветви. Ветвь «Мародёр» позволяет главной героине сливаться с окружающим миром, лучше прятаться в траве и грязи, совершать бесшумные убийства, не поднимая тревоги, увеличивать скорость плавания и дольше задерживать дыхание под водой, автоматически собирать лут с побеждённых врагов и так далее. Ветка «Охотник» превратит вас в опытного знатока дикой природы и повадок животных. Вы научитесь собирать больше ценных ресурсов для крафта стрел и ловушек, будете видеть сердца крупных животных, чтобы наносить им максимальный урон во время охоты, улучшите свои инстинкты выживания и будете чаще встречать редких представителей фауны. Ветвь «Воин», как понятно из её названия, делает упор на поединки с противниками. Здесь вам и визуальная помощь при прицеливании, и повышение устойчивости к урону, и контратаки, и даже убийство сразу нескольких врагов одним выстрелом из лука. Обратите внимание, что некоторые навыки можно изучить лишь после того, как вы раскроете тайны определённых гробниц. Другие же становятся доступны лишь в определённые моменты сюжета. Модификации и улучшениям подвержено также оружие главной героини. С помощью собираемых запчастей вы сможете увеличить скорострельность, точность, боезапас своих любимых пушек.
Очень приятно, что с первых секунд игра старается подстроиться под ваши способности. Например, прежде, чем перейти к игровому процессу, вам предложат настроить сложность. Причём, от сложности зависит не только количество здоровья у противников и объём доступных ресурсов, но также то, как Лара комментирует вслух, что нужно делать дальше, подсказывает вам, как решить ту или иную головоломку, если вы вдруг застряли и многое, многое другое. Игра может направлять вас и указывать, за какие именно выступы можно зацепиться, подкрашивая их белым цветом. Но если вы уверены в своих силах – можно отключить подсказки и проходить игру полностью самостоятельно. Немало порадовало меня наличие в игре «интерактивных флэшбеков» из детства Лары Крофт, когда разработчики позволяют нам немного поиграть за девочку, которая ещё только мечтает повзрослеть и отправиться навстречу приключениям. Исследуя огромный семейный особняк Крофтов, вам придётся разгадывать головоломки и узнать много нового о главной героине серии. А вот теперь наступает самый непростой для любого обозревателя видеоигр момент, когда все плюсы закончились и приходится через «не хочу» и «не могу» переходить к откровенным недостаткам проекта. А недостатков у этой игры, к моему величайшему сожалению, достаточно.
Во-первых, основные игровые механики практически не изменились. Нет, я отдаю себе отчёт в том, что выбрасывать зарекомендовавшие себя подходы к игровому процессу было бы глупо, но ведь их можно было улучшить или доработать. Но нет. Кроме появившихся сторонних миссий и пары новых трюков Лары (швыряние ледоруба, спуск на канате и т.д.) в игре нет ничего принципиально нового. Во-вторых, мне категорически не нравится физика тела протагонистки: порой она ощущается, как неповоротливая, простите мне мой французский, корова. Лару постоянно куда-то несёт по инерции, да и на команды с геймпада она реагирует крайне неохотно, словно через силу. Меня это немало злило, учитывая, что девушка на экране изображена хрупкая и достаточно лёгкая. В-третьих, сложно простить разработчикам отвратительную лицевую анимацию, которую они не желают улучшать на протяжении последних пяти лет. Не хотите использовать захват мимики с помощью дорогих камер, так хотя бы наймите толковых аниматоров, которые сделают всё вручную. Вместо этого персонажи на экране тужатся, пытаясь выдать хоть какую-то актёрскую игру, но в итоге мы получаем что-то невразумительное, от чего Константина Сергеевича Станиславского наверняка сразу бы вырвало. Не обошлось и без достаточно смешных багов. Например, в какой-то момент у меня на экране появились сразу две Лары Крофт в одной из сюжетных видеовставок. Но это, к счастью, происходит не так часто.
Со звуком тоже не всё хорошо. К музыке у меня особых вопросов не возникло, но вот озвучка героев частенько заставляла закатывать глаза. И я сейчас не про русскоязычную озвучку, а именно про оригинальный звук. Twitter уже наводнили шутки на эту тему, сопровождаемые смешными видеороликами, где пользователи высмеивают отвратительную актёрскую игру и совершенно нелепые диалоги, от которых хочется горько плакать. Порадовал меня в игре разве что очень интересный режим «Аудиопогружение», когда все персонажи говорят на своих родных языках, а речь их не дублируется на русский или английский, лишь сопровождаясь соответствующими субтитрами. Это действительно играет на руку атмосфере нового Tomb Raider, усиливая погружение игроков в разворачивающиеся на экране события. В плане российской локализации всё тоже очень и очень плохо. Во-первых, в игре отвратительные русские субтитры, которые порой даже отображаются на экране не до конца, обрезая большие куски фраз. Во-вторых, шрифт интерфейса очень мелкий, что сильно затрудняет его чтение. В-третьих, тексты изобилуют грамматическими и пунктуационными ошибками, что тоже нельзя отнести к плюсам.
Плюсы:
В игре замечательно воссозданы архитектура и культура древних цивилизаций.
Очень крутые гробницы и море вдумчивых, разноплановых головоломок.
Невероятно красивые пейзажи южноамериканских стран.
Качественная постановка некоторых сюжетных и игровых сцен.
Очень глубокая настройка сложности игры под любого человека.
Режим аудиопогружения позволяет лучше проникнуться атмосферой.
Владельцы мощных игровых систем порадуются отличной графике.
Большие локации и множество второстепенных заданий.
Минусы:
Откровенно слабый и местами заставляющий скучать сюжет.
Лицевая анимация сильно уступает современным ААА-проектам.
Слишком мало нововведений по сравнению с прошлыми играми.
В плане физической модели движений Лара стала очень неуклюжей.
Ужасного качества озвучка и невыразительная актёрская игра.
Русская локализация – тихий ужас.
Как бы грустно ни было это признавать, но 100%-го осеннего хита из нового Tomb Raider не получилось. Скучный сюжет без каких-либо откровений, жуткая лицевая анимация и невыразительная озвучка персонажей, многочисленные штампы и отсутствие какого-либо развития в плане игровых механик – всё это вряд ли могло пойти проекту на пользу. Продажи игры оказались заметно ниже первоначальных прогнозов, а в некоторых магазинах уже сейчас её продают со скидкой до 25%. Тем не менее, фанаты серии наверняка искренне порадуются качественной графике, наличию большого количества интересных головоломок, возможности исследовать огромные локации на предмет спрятанных сокровищ, а также тщательнейшему воссозданию на экране культуры забытых цивилизаций. В этом плане Shadow of the Tomb Raider осталась верна традициям серии и заслуживает вашего пристального внимания.
Итоговая оценка 3,5/5
Благодарим компанию «СофтКлаб» за предоставленную копию игры.