“Баранкин, будь человеком” – обзор VAMPYR
Удивительные вещи могут приключиться с человеком в послевоенном Лондоне. Известный хирург и специалист по переливанию крови приходит в себя в дичайшем «похмелье» в яме среди сотен умерших от эпидемии гриппа. С ходу не разобравшись в ситуации, наш герой отправляет на тот свет родственную душу и делает, возможно, самое интригующее и ужасное открытие в своей жизни — теперь он может ознакомиться с особенностями крови на совершенно другом уровне. Отныне он вампир — такая вот ирония судьбы.
Слабохарактерное существо сразу бросится утолять голод, убивая без разбору. Поэтому он очень быстро станет жертвой местных охотников за кровососами. Но мы ведь не из тех, кто рубит с плеча. Дадим возможность доктору Риду как можно дольше оставаться на светлой стороне? Да и задумана игра так, что позволяет играть, либо постепенно превращаясь в зверя, или до последнего бороться со своей жаждой крови, продолжая благородное дело врача. И разработчики регулярно и без стеснения будут подкидывать нам противоречивые ситуации, всякий раз предлагая оступиться.
Вот перед нами местный бузотёр, Клей Кокс. По ходу игры всплывают подробности о нём и его банде. Кажется, словно им отлично можно утолить жажду крови, ведь жизни других негодяя ничуть не волнуют – прямо у нас на глазах он убивает человека. Однако спешить утолять голод не стоит, ведь Кокс ранен и болен и ценности особой не представляет. Если игроки решат пройтись по пути «зверя», то жертву нужно сначала как следует подготовить. Не стоит переживать, нам не придется вымачивать мистера Кокса в томатном соке или вывалять в панировочных сухарях.
Процесс «приготовления» жителей Лондона к потреблению, как бы цинично это не звучало, заключается в поиске детальной информации о судьбе того или иного бедолаги. Знания о его прошлом, поступках и мотивах позволяют пообщаться подольше, а это увеличивает количество и качество крови. Испив такой крови, можно значительно пополнить ее запас, а поиск подсказок для развития разговора неплохо пополняет копилку опыта, который пригодится для “покупки” всяческих навыков – их у Джонатана Рида появится довольно много.
Имеется в этом всем один существенный нюанс. Познакомившись с горожанами поближе, игрок понимает, что у него начисто пропадает аппетит к разрушению человеческих судеб и убиению невинных жертв. Ну как можно закусывать романтиком-поэтом, который ищет вдохновения на старом кладбище, молчаливой цветочницей или несчастной проституткой. Пообщавшись с сыном местного рэкетира, перестаёшь наводить «порядок на районе». Никогда еще в играх про вампиров не было так противно пить человеческую кровь. Нечто подобное ощущалось и в Vampire: The Masquerade – Redemption, однако в той прекрасной игре можно было испить немного крови и отпустить горожанина восвояси.
Что же делать, если игрок решит не примыкать к тёмной стороне и до последнего будет стараться пополнить запасы крови за счет немногочисленных крыс или специальной сыворотки. Как минимум, придётся больше уповать на колющее, режущее, а также стрелковое оружие и прокачивать нужные навыки. Мой путь врача подразумевал развитие не атакующих навыков, но накопительных — увеличение объёма перекачиваемой крови, выносливости, вместимости саквояжа. Также не стоит забывать, что перед нами не просто детективная история, а экшн RPG и на успешное его прохождение влияет качество вооружения, а значит, нужно собирать всякий хлам, перерабатывать его и использовать для улучшения оружия.
Боевая система очень уж напоминает таковую в Bloodborne. Хватаем тесак и револьвер. Взмах плащом и наш персонаж – вылитый охотник. Тактика ведения боя похожая — пара ударов и отскок, передышка, снова в атаку. Любителям шинковать оппонентов будет не так-то просто, ведь охотники атакуют в лоб, умеют блокировать удары, забрасывают гранатами с ядовитым газом и стреляют из автоматического и охотничьего оружия. Осложняется ведение боя постоянно сбивающимся с врага прицелом. Будем надеяться, что эту напасть подправят в ближайшем будущем.
Сценаристы передают противоречивое отношение доктора Рида к своей новой жизни через размышления, диалоги и окружение. Сюжетных роликов в игре немного. Информацию можно почерпнуть из записок, писем или заметок и диалогов с немногочисленными жителями города, которые по личным причинам бодрствуют по ночам, не опасаясь «Чудовищ из выгребной ямы» и кровососов. Они совершенно не пугают некоего Тома, который открывает бар прямо в центре творящегося безобразия. Мы-то с вами знаем наверняка, что даже каменная кладка не спасет от чудовищ, а у него двери на распашку. И вот таких нелогичных ситуаций в игре вагон и тележка. Мотивация многих персонажей, мягко говоря не выдающаяся, многие истории притянуты «за уши», а вышеупомянутый процесс поиска информации скоро превращается в утомительную беготню по мрачным улочкам бедных районов Лондона.
Чуть позже приходит понимание, что добрая часть строк в диалогах с горожанами будет доступна только если люди вокруг целы и невредимы. Вместе с персонажами, которых откушал Джонатан пропадают и элементы заданий, связанных с ними. И, само собой, статус района, в котором зверствует вампир, снижается. Если он опустится ниже определенных значений, торговцы взвинчивают цены, улицы стремительно пустеют, и в небезопасный район тут же наведаются всякие твари. Продолжение снижения уровня района и вовсе приведёт к исчезновению торговцев и горожан, а вместе с ними и добрая часть игры попросту «пройдёт» мимо.
У игрока, однако, не получится оставлять в живых горожан и удерживать состояние района на безопасной отметке просто так. Большинство обитателей города живут в постоянном стрессе и было бы не плохо иногда оказывать им медицинскую помощь. При себе лучше иметь обезболивающие, болеутоляющие средства, лекарства от мигрени, простуды и других болезней. Степень здоровья горожан положительно влияет на состояние района, но можно оставить их наедине со своими недугами и не оказывать никакой помощи. Тогда ждите деградации, отчаянья и множества стычек с охотниками и низшими вампирами.
К оформлению окружения разработчики подошли очень ответственно. В Dontnod Entertainment испытывают особые чувства к небрежному, рисованному визуальному стилю и ради приключений вампира на улицах Лондона не стали приобретать дорогостоящий движок или рисовать текстуры высокой чёткости. Однако визуально игра не похожа на Life is Strange, благодаря некоторым приемам и ухищрениям, которые применялись для прорисовки объектов Лондона образца 1918 года. Очень кстати пришлось время суток, в которое бодрствуют вампиры. Не стесняются разработчики использовать туман, который скрывает множество недочетов. Довольно часто можно отметить незначительное снижение частоты кадров, однако играть это совершенно не мешает. Придираться особо не к чему, проект явно не метил на лавры мирового блокбастера. То же самое можно сказать в адрес музыкального сопровождения и озвучивания.
***
Vampyr это ряд историй, которые Джонатану, Риду, словно заправскому Шерлоку Холмсу, нужно распутать, двигаясь по пути к заветной цели. Они причудливо переплетаются друг с другом и не менее тесно связаны с беготней по мрачным и темным локациям. А ведь вампиры отличаются удивительной способностью оборачиваться в летучую мышь, быстро и бесшумно передвигаться по воздуху. По крайней мере, так гласят некоторые легенды. Об этом писал Брэм Стокер в своем эпохальном и популярном до сих пор романе «Дракула». Только представьте, как было бы круто воспарить над мрачными лондонскими кварталами, а затем до смерти перепугать какого нибудь горожанина эффектным появлением, задать ему парочку вопросов и также неожиданно взмыть в ночное, дождливое небо. Увы, разработчики черпали вдохновение в других источниках и их вампиры не боятся чеснока, не обернутся летучей мышью и не превратятся в пепел, не успев в убежище на рассвете.
Не стоит ожидать от Vampyr чего-то сверхъестественного. Это немного старомодная экшн-RPG, может понравиться любителям детективных историй и мистических приключений. На протяжении многих часов не удавалось отделаться от ощущения, что разработчики заготовили порцию идей и механик для роскошной игры, однако «шеф-повара» в команде не оказалось и они свалили все в кучу и отправили в печать. Игра не порадует великолепной картинкой и изысканным игровым процессом, однако козыри в рукаве имеются — эмпатия к отрицательному персонажу и возможность выбора своего собственного пути в послевоенном Лондоне, задыхающемся от эпидемии «испанки». Хочется сразу же придать поступкам героя человечности, ведь не обязательно быть чудовищем, но можно, если очень хочется. В совокупности с отлично проработанными диалогами такой подход позволяет дать игре шанс. Если не сейчас, то чуть позже, когда ценник опустится до приемлемого для вас уровня.
Итоговая оценка: 3.5/5
Благодарим компанию СофтКлаб за предоставленную для обзора цифровую версию игры.